https://www.funkybird.ru/policymaker

У властей скоро возникнут проблемы серьёзней митингов

Протестная активность в России снизилась, но это не означает, что политический кризис преодолен, у властей в ближайшие месяцы могут возникнуть гораздо более серьезные проблемы, нежели митинги оппозиции, считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

В прошлом году ЦСР опубликовал нашумевший доклад об угрозе политического кризиса в России, в котором говорилось о падении рейтинга действующей власти и, как следствие, росте протестных настроений в Москве и других крупных городах. Авторы предупреждали, что после парламентских и президентских выборов, на которых, соответственно, победу одержат «Единая Россия» и кандидат от правящего тандема, возникнет опасность их делегитимизации, и предлагали свои варианты политических преобразований. Сейчас эксперты центра готовят новый доклад.

«Я думаю, что маловероятно, что политический кризис завершится в связи с тем, что несколько снизилась протестная активность в крупных городах. Наша гипотеза, которую мы сейчас планируем проверить на новых раундах качественных социологических исследований, состоит в том, что некое снижение протестной активности в городах маскирует гораздо более серьезные для властей изменения в политических настроениях», — заявил Дмитриев в интервью РИА Новости.

Недовольство распространяется

Эксперт считает, что массовое недовольство существующим положением дел в стране в последние месяцы распространилось далеко за пределы крупных городов, инициировавших протесты.

«Сейчас это недовольство характерно для совсем других слоев населения малых и средних городов, сельской местности и населения промышленных центров. Если эти предположения подтвердятся, проблемы российских властей в ближайшие месяцы будут гораздо более серьезными, чем просто митинги на Болотной», — сказал он.

После декабрьских выборов в Госдуму оппозиция заявила о массовых нарушениях. Митинги протеста прошли в различных регионах страны, самые массовые — в Москве, где на улицы вышли десятки тысяч несогласных с победой правящей партии. Акции продолжились и после выборов президента, победу на которых одержал кандидат от «Единой России», премьер-министр РФ Владимир Путин, однако количество участников митингов заметно снизилось.

Президент ЦСР отметил, что хотя пока экономическая ситуация в стране достаточно устойчива, а ухудшение выражается только в том, что по сравнению с докризисным периодом существенно замедлились темпы роста доходов населения, возможность возобновления кризиса в экономике в случае падения цен на нефть сохраняется.

«В любом случае цены на нефть явно не могут расти бесконечно, они уже находятся в точке, которая близка к их предельному уровню, и дальнейшие их изменения могут быть связаны, в лучшем случае, со стагнацией, в худшем случае — со значительным снижением. И это как раз главный экономический риск и для российской экономики», — сказал он.

Спрос на справедливую власть

Эксперт связывает рост недовольства населения не только с экономическими причинами.

«По нашим предварительным ощущениям, это связано в целом с разочарованием в отношении способности российской власти обеспечивать решение большого числа текущих, повседневных проблем российских граждан. В некотором смысле — это даже деполитизированное недовольство, оно не распространяется, допустим, на первое лицо, на (избранного) президента Владимира Путина. Скорее, оно связано с тем, что людям просто не нравится, как работает и как устроена нынешняя власть», — говорит Дмитриев.

Он видит два «фронта», на которых придется вести борьбу власти — при этом, несмотря на то, что задачи разные, выполнить их одинаково сложно.

«Один фронт — это население за пределами крупнейших городов. Для населения некрупных городов, в частности, очень важны государственные, социальные и иные бюджетные расходы, отвечающие запросам этих слоев. Фактически власть уже исчерпала возможности существенного увеличения бюджетных расходов, в том числе на социальные нужды. А между тем, необходимость сдержать рост недовольства будет подталкивать власть и к дополнительным расходам. Это, на самом деле, довольно неприятная ситуация для нового правительства», — отметил президент ЦСР.

«Что касается крупных городских центров, то здесь проблема в другом. Фактически спрос, который предъявляет городское население — это спрос на справедливую власть, основанную на законе и не дающую необоснованных преимуществ тем, кто близок власти и пользуется доступом к личным связям. Эта проблема для нынешней политической системы трудноразрешима. Поэтому снизить неудовлетворенность городского населения, например, последовательными мерами по созданию эффективной и независимой нейтральной судебной системы, или действительно последовательному ограничению коррупции — это задача, в рамках нынешних правил игры практически неразрешимая», — говорит эксперт.

Ресурс легитимности

Дмитриев считает, что ресурс легитимности у Путина сохраняется. Однако пока непонятно, насколько его хватит и есть ли у власти возможность изменить ситуацию.

«Выборы, при всей спорности технологий их проведения, безусловно, об этом свидетельствуют. Но проблема для Путина в другом: насколько долго этот ресурс легитимности будет сохраняться на фоне растущего недовольства за пределами крупных городов? Ведь, по сути дела, президента-то выбрала российская глубинка, а настроения там сейчас быстро меняются. Может случиться так, что уже через год-полтора от былой поддержки Путина среди этих слоев населения практически ничего не останется. Такое у нас было в 90-е годы», — напомнил он.

При этом, по мнению эксперта, возможности всерьез повлиять на изменения общественных настроений ни у Путина, ни у Медведева нет.

«С точки зрения российской глубинки, необходимо продолжать политику наращивания бюджетных расходов, но для этого в российском бюджете уже нет ресурсов, и, скорее, любое ухудшение экономической ситуации, наоборот, приведет к сжатию и ограничению бюджетных расходов. Что касается населения крупных городов, где недовольство остается интенсивным и никуда не исчезнет, то здесь речь идет о глубокой трансформации всей системы российского государства на принципах усиления ее правового характера и политической конкуренции. На такие далеко идущие изменения ни Путину, ни Медведеву пойти, скорее всего, не удастся», — предполагает эксперт.