https://www.funkybird.ru/policymaker

СМИ гадают о следующем поле битвы оппозиции

Протесты «растормошили» власть: она услышала сигналы от «рассерженного общества» и намерена на самом деле провести глубокую политреформу, считают наблюдатели. При этом сами уличные акции выдыхаются, но политическое пробуждение страны продолжается. В группе Facebook «За честные выборы» началась дискуссия на тему «Что делать дальше?». И в России и на Западе полагают, что следующим «полем битвы» станут регионы страны. А СМИ рассуждают, кто из лидеров оппозиции выиграл после «болотных» протестов, а кто проиграл.

Оценивая некоторые последние подвижки, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин не исключил, что в ходе политических трансформаций будет пересмотрен баланс между ветвями власти в сторону усиления полномочий парламента. Такое мнение он высказал «Независимой газете», которая посвятила статью в четверг двум «неслучайно совпавшим» событиям: выступлению спикера Госдумы Сергея Нарышкина и встрече президента Дмитрия Медведева с общественниками из так называемого «открытого правительства».

Нарышкин призвал депутатов продолжить практику приглашения членов непарламентских партий на заседания палаты и предложил подготовить соответствующий регламент. Кроме того, спикер предложил усилить контроль над деятельностью правительства и озвучил программу, призванную повысить престиж Госдумы. Иными словами, парламент собираются сделать по-настоящему авторитетным. Обзор российской прессы по теме есть на сайте «Заголовки».

Медведев же сделал главной темой заседания развитие кадрового потенциала и системы государственного управления. Как стало понятно, президент считает действующую систему госслужбы «анахроничной» и настаивает на быстрейших изменениях. «Заголовки» также приводят из газет самые примечательные цитаты и итоги этой встречи.

«Народ разгневан. И народ учится организовываться»

О том, произойдут ли в итоге желанные перемены и какого они будут качества, остается только гадать, пока же ясно одно — к недовольству общества власти пришлось прислушаться и начать реагировать. Пока «выступил» столичный средний класс, но формат уличных протестов уже себя исчерпал, и теперь продемократические силы в России прощупывают дорогу, пишут обозреватели зарубежных изданий, которые цитирует InoPressa.

Политическое пробуждение страны не прервалось — оно просто перетечет в другие формы, и на следующем этапе важную роль, возможно, начнут играть российские регионы, предполагает The Financial Times.

«По-видимому, россияне охотнее поднимаются на борьбу из-за местных, а не из-за общенациональных проблем», рассуждает автор статьи. По его мнению, «может возродиться феномен, который в путинскую эру наблюдается редко: новые политики будут обретать сторонников в локальном масштабе, а затем и в общенациональном».

Конкретный пример «демократии на местах» приводит The Washington Post. В Москве результате мартовских выборов место депутата муниципального собрания Пресненского района получила защитница исторического облика столицы, одна из организаторов протестов против сноса дома в Большом Козихинском переулке. Теперь Елена Ткач пользуется депутатской неприкосновенностью и может больше влиять на развитие событий, говорится в статье.

Еще одна активистка протестов против застройки исторических районов Москвы Анна Сергеева избрана в органы власти района Лефортово. Газета приводит ее слова: «Народ разгневан. И народ учится организовываться».

Организаторы акций «За честные выборы» после митинга на Пушкинской площади 5 марта как озвучили именно такую стратегию: «отвоевывать» выборы на местном уровне, начиная с Москвы.

Митингующие не устали: в Facebook предлагают митинг против инаугурации Путина

А теперь в Facebook собирают предложения участников прежних акций по поводу дальнейших действий. «За последние несколько недель многие попытались подвести какой-то промежуточный итог. О том, что делать дальше, писали и говорили политики и журналисты, аналитики и блоггеры, но самих участников митингов за честные выборы так и не спросили. Продолжать ли дальше демонстрации, пока не будут проведены досрочно думские выборы? Создавать партии? Добиваться всенародных выборов в Москве и Петербурге? Бороться с цензурой на ТВ? Что сейчас важнее всего. Предлагайте свои планы дальнейших действий в комментариях. Топ-10 комментариев (по числу лайков) будут позже вынесены для голосования», — гласит объявление на странице.

Предложения текут рекой, по большому счету они сводятся к тому, что перечислено в самом воззвании — с разницей в том, как этого добиваться. Главное — что сохраняется мирный характер недовольства, строить баррикады и браться за оружие никто не призывает, пишет «Новый регион».

Также корреспондент издания, изучивший записи, отмечает, что каждый третий призывает ни в коем случае не отказываться от дальнейших митингов в Москве, Питере и крупных городах. Кстати, одна из инициатив — устроить новый протест в канун инаугурации Владимира Путина, намеченной на 7 мая. Предлагаются, правда, не особенно разумные лозунги, вроде «Не допустить инаугурации!»или «испортить Путину обедню».

Личные итоги оппозиционеров: кто выиграл, а кто проиграл

Тем временем РИА «Новости» в аналитическом материале в четверг попыталось подвести «личные итоги» зимних протестов: кто из организаторов митингов и вообще протестной атмосферы среди «креативного класса» выиграл, кто проиграл, а кто остался при своих.

По мнению автора материала, в выигрыше оказались прежде всего Владимир Рыжков и Борис Немцов. С большой долей вероятности можно предположить, что их партия «Парнас» (третий сопредседатель Михаил Касьянов) благодаря либеральным реформам будет зарегистрирована и успеет наравне с партиями-тяжеловесами поучаствовать не только в следующих думских выборах, но и на третьих по значимости выборах в России — в Московскую городскую думу в 2013 году.

Еще один лично выигравший от зимних протестов — Сергей Удальцов. По их итогам он из маргинального уличного активиста превратился и в часть истеблишмента КПРФ, и в самостоятельную политическую фигуру, теперь удостаивавшуюся личных встреч с президентом. Вполне возможно, что движение Удальцова «Рот-фронт» тоже станет зарегистрированной партией. Некоторые, причем, даже пророчат его в преемники Геннадия Зюганова.

Проигравшим журналист агентства считает «непримиримого» Эдуарда Лимонова, причем пострадавшим несправедливо — «за попытку внедрить демократические основы в оргкомитет» протестных акций. «Он еще в декабре требовал от соратников по протесту переноса места проведения митингов поближе к Кремлю, пытался устраивать какой-то диалог внутри Оргкомитета. Все тщетно. В итоге он в прямом и переносном смыслах был оттеснен на обочину улицы. Его организации «Другая Россия» ничего не остается делать, как из раза в раз ходить по 31-м числам на Триумфальную площадь и получать, как и было обещано, «дубиной по башке», — «жалеет» его автор материала.

Проиграли и многочисленные движения русских националистов. Они надеялись легитимизироваться, влезть хоть на задворки системной политики. Несмотря на все их усилия улучшить свой имидж оголтелых радикалов и «убийц», националисты так и остались на задворках политики, на самом нижнем этаже внесистемной оппозиции, отвергаемом как респектабельной частью протестующих, так и властью.

Представители «внесистемной оппозиции» в целом остались при своих: «Никто не потерял своих рабочих мест. И уж тем более — не попал в кутузку. Более того, обличителей режима стали звать на государственные каналы и вообще делать модными персонажами», — говорится в статье.

«А как максимум — либеральная часть протестующих застолбила для себя места в бюрократическом аппарате партии Михаила Прохорова (которая вот-вот обещает родиться). Тогда вдруг может выясниться, что стоять на морозной трибуне — хорошая инвестиция в свое будущее», — заключает обозреватель.