https://www.funkybird.ru/policymaker

Праймериз для министров

Эксперты и политики обсуждают инициативы президента.

Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями Открытого правительства поддержал идею отбора по конкурсу руководителей ведомств, входящих в правительственный блок. Кроме того, речь шла о системном формировании кадрового резерва, проведении он-лайн экзаменов для госслужащих, монетизации льгот и модернизации оплаты труда госслужащих. Также Медведев поддержал инициативу общественной оценки деятельности госслужащих.

Одной из первой на инициативы главы государства откликнулась «Единая Россия», которой, учитывая ее главенствующее положение в Госдуме, предстоит законодательно реализовывать новации.

Работу чиновников должны оценивать квалификационные комиссии, в состав которых входили бы авторитетные, известные люди, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальным отношениям и делам ветеранов, первый замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев. «Существует два критерия оценки деятельности чиновников. Во-первых, оценивать деятельность госслужащих могут граждане – непосредственные потребители госуслуг. Они могут давать оценку качеству работы чиновников на местных опросах и референдумах. Они могут, высказывая какие-то претензии, предложения, оказывать или не оказывать поддержку чиновникам», — отметил Исаев.

По его словам, вторым способом оценки деятельности госслужащих является создание квалифицированных комиссий. «В эти комиссии должны войти наиболее авторитетные, известные и опытные люди», — сказал политик. Такие комиссии, уточнил депутат, должны работать по аналогии с квалификационными комиссиями судей. «Они должны давать оценку способности того или иного чиновника занимать свою должность», — отметил Исаев.

В процессе оценки квалификации крупных государственных чиновников должны принимать участие граждане, однако окончательный выбор должен быть за президентом и премьер-министром страны, уверена директор Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. «Кадровый резерв — проблема сложная. Просто так объявить – вот, вы теперь в кадровом резерве, тоже неправильно. Оказалось, что это имеет много минусов. Люди сначала польщены тем, что их включили в кадровый резерв, за ними начинают «охотиться» СМИ, интересоваться их будущим, а этим людям страшно неловко, потому что их никуда не направляют. В регионах, где дистанция между властью и этими людьми очень короткая, они испытывают большой стресс, к ним постоянно пристают, интересуются их должностью. Но власть устроена иерархическим образом, это некая пирамида и наверху мест все меньше и меньше», — рассуждает она. «Сейчас система кадрового резерва не завершена, не продумана до конца, — подчеркнула эксперт. — Но и не иметь «скамейку запасных» тоже очень плохо».

Крыштановская поддержала предложение Медведева об использовании советского опыта в этой сфере. «Советская система была безконфликтной. Каждый руководитель знал свой кадровый резерв, то есть, тех людей, которые на его место придут, если он уйдет или перейдет на другую работу. Эта система не была публичной. Но сейчас общество требует открытости. В этой связи, я бы предложила проводить, например, «праймериз министров». Но выбор должен оставаться все равно за президентом и премьер-министром. Им работать с этими людьми», — пояснила Крыштановская.

Работа чиновников должна оцениваться как со стороны их начальства, так и со стороны общества, считает заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин. «Оценка чиновников может быть только комплексной. Она должна складываться из нескольких оценок. Одна оценка должна даваться чиновнику его руководителем. Вторая – обществом», — считает эксперт.

По словам политолога, при формировании второй оценки могут быть использованы разные инструменты – начиная от использования Интернета, и, заканчивая, проведением опросов общественного мнения. «Проводить опросы можно на муниципальном уровне, где чиновники непосредственно соприкасаются с гражданами. На этом уровне россиянам легче всего наблюдать за результатами работы чиновников», — сказал Зудин.

«На более высоком уровне – федеральном, — отметил политолог, — для контроля за работой чиновников можно использовать Интернет. Учитывая то, что правительство взяло курс на расширение взаимодействия административных органов с гражданским обществом, большую роль начнут играть оценки, которые даются чиновникам со стороны общественных организаций».

Касаясь затронутой Дмитрием Медведевым проблемы кадрового резерва в России, Зудин заметил, что надо проанализировать, с какими проблемами сталкивается сегодня кадровая мобильность. «О кадровом резерве говорят достаточно давно. Несколько лет в России появилось понимание того, что надо проводить кадровые обновления среди чиновников. В России сегодня существует президентский кадровый резерв, кадровый резерв, созданный «Единой Россией». Президент на заседании обобщил этот опыт. Выяснилось, что в прежнем виде подходы к обновлению кадровой политики не работают. В стране необходимо проводить инвентаризацию проблем кадрового резерва. Затем надо искать механизмы, которые бы решили эту проблему», — сказал политолог.