https://www.funkybird.ru/policymaker

США, Россия, Афганистан — и наркотики

Москва обвиняет Соединенные Штаты и НАТО в том, что они не смогли остановить поток афганских наркотиков в Центральную Азию и Россию. Вашингтон пытается усилить действия по борьбе с наркотиками в регионе, не ослабляя при этом антипартизанскую войну. Однако Россия по-прежнему считает данный регион своей «сферой влияния» и блокирует попытки расширить присутствие в нем американских правоохранительных сил. Отсюда и все неприятности.

В прошлом десятилетии Афганистан производил и экспортировал больше героина, чем любая другая страна. Согласно оценкам ООН, около 10% валового продукта в экономике Афганистана приходится на долю опийного мака. Страна в 2011 году произвела около 6000 тонн опиума стоимостью 1,4 миллиарда долларов. Более того, валовый доход выращивающих опийный мак афганцев в период с 2010 по 2011 год удвоился (до 10700 долларов на гектар).

Существует некий порочный круг. Торговля наркотиками подпитывает движение Талибан, который своей подрывной деятельностью мешает афганским властям бороться с выращиванием опиума и создавать альтернативные источники доходов.

Около четверти афганского героина поставляется по «северному маршруту», идя через Центральную Азию в Россию, а затем в Европу (почти весь остальной героин идет в Иран и Пакистан). Прозрачные границы между бывшими советскими республиками облегчают эту торговлю, которая, наряду с увеличением потребления наркотиков вдоль северного маршрута, оказывает существенное воздействие на экономическое развитие в Центральной Азии (и России), способствует росту коррупции, заболеваемости ВИЧ/СПИД, а также оказывает поддержку организованной преступности и террористическим группировкам.

Российско-американское сотрудничество по Афганистану после 2008 года активизировалось. Пентагон теперь покупает российское топливо для своих вертолетов в Афганистане, а также осуществляет материально-техническое снабжение американских войск через российскую территорию. Двустороннее сотрудничество в борьбе с наркотиками усилилось настолько, что Россия в прошлом году помогла с проведением рейдов по уничтожению крупных наркотических лабораторий в Афганистане. Действует российско-американская рабочая группа по борьбе с наркотиками, и ей предоставлены широкие полномочия.

Однако Москва регулярно критикует НАТО и правительство Афганистана за неэффективные действия по обузданию выращивания опийного мака, производства героина и его распространения. Она также утверждает, что НАТО никогда не победит афганских талибов, если не уменьшит их доходы от наркотиков. Афганские власти в своих антинаркотических кампаниях обычно стараются избегать конфронтации с влиятельными наркобаронами, имеющими мощные политические связи, а также идут на сделки, помогающие сохранять собранный урожай. Российские представители хотят, чтобы власти распыляли с небольших самолетов гербициды, как это делается в Колумбии для уничтожения посевов коки.

С 2008 года войска США и НАТО прекратили непосредственные действия по искоренению опийного производства в Афганистане. Вместо этого они оказывают косвенную поддержку афганским правительственным силам, занимающимся этими действиями, а также препятствуют поставкам наркотиков, воспрещают финансовые операции, осуществляют атаки на ведущих наркобаронов и помогают реализовывать программы по переключению афганских крестьян на выращивание разрешенных культур, таких как пшеница. Это привело к принятию США противопартизанской стратегии, нацеленной на завоевание афганских «умов и сердец». А если уничтожать посевы мака, то умы и сердца афганцев не завоюешь.

Возглавляемая США Центральноазиатская антинаркотическая инициатива предусматривает сотрудничество с действующими рабочими группами и со всеми пятью государствами Центральной Азии в борьбе с наркотрафиком и прочей транснациональной преступной деятельностью. Москва настаивала на том, чтобы страны Центральной Азии отвергли данную инициативу, которую планировалось запустить в прошлом месяце, однако заручиться достаточной поддержкой ей не удалось. Россия хочет, чтобы Соединенные Штаты сосредоточили все свои правоохранительные и прочие действия исключительно на Афганистане, а не создавали свою сеть в Центральной Азии, которая будет менее подвержена российскому влиянию.

Поскольку США и НАТО продолжают — и даже ускоряют — вывод своих войск из региона, они могут проявить большую уступчивость в отношении усиления роли России в Центральной Азии. Однако российско-американская напряженность сохранится, потому что она является результатом реальных разногласий по поводу тактики, а также следствием геополитического соперничества. Ни одна из сторон не готова отказаться от своих целей ради развития двустороннего сотрудничества в борьбе с наркотиками. Тем временем, государства Центральной Азии с опаской относятся к американской работе по сбору разведывательной информации о наркотиках, поскольку она может вывести и на причастных к наркоторговле чиновников из этих стран.