https://www.funkybird.ru/policymaker

Чиновники продолжат жить не по средствам

План Медведева к победе над взяточниками не приведет.

Новый план президента по борьбе с коррупцией на 2012-2013 годы, который появился на сайте Кремля, не слишком вдохновил экспертов и интернет-сообщество. Революций на ниве борьбы со взяточниками не ожидается: представлены в основном старые идеи, которые никак толком не получается реализовать. Реальную «угрозу» для коррупции мог бы представить контроль над расходами чиновников — но в нынешнем варианте толку от этой инициативы не будет, а вот вред возможен, говорят скептики.

Предыдущий план работал с 2010 по 2011 год, но коррупцию, конечно, не победили. Куратором нового проекта назначен глава Администрации Президента Сергей Иванов. Сам чиновник опасается «охоты на ведьм».

Впрочем, беспокоиться бюрократам, судя по всему, особо не о чем. Начнем с подарков, отчета о которых требует Медведев. До 1 октября 2012 года правительство должно издать нормативный акт на эту тему. На деле же возвращать подарки дороже трех тысяч рублей российские чиновники уже обязаны — но норма не работает.

Кроме «борьбы с подарками» ставка также делается на формирование в обществе и отдельных чиновничьих коллективах «неприятия коррупции». Под это даже гранты полагаются. Однако эффект сомнителен: общество и так знает, что брать взятки — плохо.

Пожалуй, наиболее эффективной частью плана могло бы стать введение контроля над расходами чиновников. Да только «благие намерения» оформлены так, что толку от их реализации не будет.

Суть идеи проста: Дмитрий Медведев хочет вернуться к практике СССР и конфисковывать имущество чиновников, если госслужащие не смогут доказать, что приобрели его на трудовые доходы. Закон на эту тему, вывешенный на сайте «Открытого правительства», как ожидается, заработает в следующем году.

Дефекты намеченного контроля заметны невооруженным глазом. Как сказала «МК» начальник государственно-правового управления Лариса Брычева, предметы искусства, дорогие часы и т.п. в список не попали: отследить их покупку невозможно. Государство сможет «мониторить» приобретение земли, недвижимости, ценных бумаг, а также автомобилей, самолетов, вертолетов и яхт. «Повальных проверок не будет, это невозможно», — говорит Брычева.

Недостаток и в том, что чиновникам и членам их семей придется объяснять, откуда взялись средства на крупные покупки, только если стоимость сделки превысит трехгодовой доход семьи. Если судить по декларациям, речь зайдет о покупках в 8-10 миллионов рублей. А в договоре купли-продажи той же квартиры пока что достаточно указать «правильную» цену, которая может быть далека от реальной.

Эксперты «МК»:

Кирилл КАБАНОВ, глава Национального антикоррупционного комитета:

«Россия до сих пор не ратифицировала пункт 20 Конвенции ОНН против коррупции, то есть у нас нет понятия „незаконное обогащение». Никто не призывает арестовывать чиновника за неприлично дорогой автомобиль. Почему понятие „незаконное обогащение» не хотят вводить? Потому что это чревато конфискацией имущества — именно по такой статье возвращается в собственность Ливии имущество Кадаффи. В подготовленном законопроекте, правда, прописано наказание „вплоть до конфискации имущества» (приобретенного на „нетрудовые» доходы. — „МК»). Но это оставляет возможность договориться — что и будет происходить. К тому же на основании чего конфисковывать? Считаю, что инициатива после принятия ее в нынешнем виде может быть использована как механизм рейдерства».

Ирина РУКИНА, координатор комитета по борьбе с коррупцией:

«Отследить расходы, особенно крупные, очень трудно, потому что у нас офшорный капитализм. У нас огромное количество средств выводится за рубеж, и они не подотчетные. Самые хитрые схемы, самые запутанные — это офшорные схемы. И расходы отслеживать там, за границей, конечно, гораздо сложнее, чем здесь. Олигархи и чиновники не тратят большие суммы в России. Если бы мы закрыли офшоры, то сразу бы 50-60% коррупции потеряли».