https://www.funkybird.ru/policymaker

Антон Орехъ: что делать с Прохоровым?

Я хотел бы привлечь ваше внимание к еще одной любопытной детали прошедших выборов. Третье место Прохорова по всей стране, а в Москве уверенное второе с победой на отдельных участках. Как нам это вообще понимать? При том, что про него говорили, что он кремлевский проект, и что Россия никогда не отдаст голоса миллиардеру, и что его чисто человеческие качества вызывают вопросы. И вот такой результат.

Я и сам за Прохорова голосовал. И нынче по итогам выборов, читая статьи коллег в «ЕЖе» и не только, обнаруживаю, что и они за Прохорова голосовали. Голосовали даже те, от кого я, честно говоря, такого не ожидал.

С одной стороны, это был вариант не просто нового лица на пожелтевшей афише нашего шапито, но лица все-таки не противного. Кремлевский оно проект или нет, но у приличной публики он не вызывал физиологического неприятия. Однако назвать стопроцентно демократическим, самостоятельным политиком мы же Прохорова не можем. Назвать его яркой, харизматической фигурой не можем тоже. У него, конечно, была программа, но внятно донести ее до публики он, по-моему, не сумел. У Прохорова вся политическая карьера куцая, кроме того, в ней уже было унизительное поражение с «Правым делом».

И вот, прекрасно понимая все очевидные недостатки этой фигуры, всю ее половинчатость, мутность, — за Прохорова голосовали слишком многие люди либеральных убеждений. И это показывает, какой реально потенциал есть у единого кандидата от демократов. Я полагаю, что практически все, кто голосовал за Прохорова, — люди прогрессивных взглядов. И в то же время немало людей прогрессивных взглядов за него голосовать побрезговали. Это, в свою очередь, означает, что пока не сгенерированный единый кандидат имеет шанс собрать голоса, отданные за Прохорова, плюс тех людей, кто, при наличии демократических убеждений, свой голос Михал Дмитричу не отдал.

То есть уже сейчас в Москве готовых проголосовать за сильного кандидата от либеральной оппозиции не сильно меньше, чем за Путина. А по стране, думаю, не сильно меньше, чем за Зюганова. При том что в реальности никакого кандидата нет, сильной демократической партии нет, внятной платформы и программы действий нет. А электоральная, уж простите, база, обнаружилась очень большая! Мне кажется, это важнейший итог выборов. Это та инвентаризация, которая не хуже «уличной» инвентаризации, когда по числу вышедших на митинги вдруг удалось установить, что несогласных с режимом не сто-двести человек, а десятки тысяч одних только активных членов.

Ну и что же теперь делать Прохорову с таким количеством сторонников? И что делать нам, которые за него голосовали? Сейчас я вижу разочарование и обиду. Мол, мы тебе голоса отдали, а ты вон и Путину руку жмешь и с трибуны клич не бросаешь. То есть не стал Прохоров вождем революции. Но обижаться за это на него можно было бы, если бы мы в самом деле рассчитывали, что миллиардер выйдет на баррикады, разобьет оранжевую палатку на Пушкинской или что-то в этом роде. Но мы же прекрасно знали, почему за него голосуем. Потому что за него голосовать хотя бы не противно. Потому что, голосуя за него, принимали Прохорова скорее как собирательный образ, как некую функцию. И отдав свой голос ему, мы вовсе не обязаны теперь этого стыдиться или быть верными прохоровцами до гробовой доски, да даже до следующих выборов не обязаны.

А вот самому Михал Дмитричу куда сложнее. Я понимаю, почему он не пошел на баррикады и не поставил палатку. Потому что ему совсем не улыбается перспектива потерять миллиарды и отправиться в какой-нибудь Краснокаменск шить варежки. Я подозреваю, он думает, что время работает на него. Что чем дальше, тем хлипче будут позиции Путина и ПЖиВ. Что если не спешить, действовать хитро и осторожно, пожимать руки и улыбаться — то есть шанс дождаться, когда «падишах сдохнет».

Что же — это позиция. Это уже почти политика, где требуется быть хитрым и осторожным. Обжегшись в первый раз на Суркове, во второй раз обжигаться не хочется. Но надо учитывать и тот факт, что голосовали-то мы именно за собирательный образ. Что как таковых фанатов Прохорова среди его избирателей было куда как меньше, чем было подано за него голосов. И если народ уже сейчас брюзжит и разочарованно попрекает Михал Дмитрича, то за всеми его политическим маневрами и военными хитростями он может растерять по пути в Кремль всех этих людей. А если у оппозиции действительно появится сильный лидер, то у Прохорова и вовсе не останется никаких шансов.