https://www.funkybird.ru/policymaker

Сибирячество — к национально-культурной автономии?

На эту тему, помнится, я уже писал. И вот – хочу написать дополнительно. Да и как, скажите, не писать, когда тема – одна из наиважнейших в современной России! Зарождение сепаратистского движения в Сибири! Возможное отделение Сибири от остальной России! А что оно такое – остальная Россия без Сибири? Так, маловразумительная территория, не имеющая никаких шансов на выживаемость. Поэтому-то и нужно отслеживать и анализировать, как развивается сибирячество (такое название получило сибирское сепаратистское движение), какие политические силы проявляют к нему свое внимание и чем все это может закончиться – как для самой Сибири, так и для России и даже – для всего мира. Да-да, и для всего мира, ибо Сибирь – это регион общемирового значения.

Вкратце напомню: поначалу, как только сибирячество возникло, никакого иного вопроса, кроме как решительное отсоединение от остальной России, даже и не ставилось. Отделяться, и никаких гвоздей! И – все несметные сибирские богатства использовать, в первую очередь, во благо самих сибиряков. Идея, конечно, была весьма актуальной и больной, а потому и заманчивой. Потому что – обидно хлебать пустые щи, когда сидишь на горе из золота. А сибиряки как раз таки сидели и хлебали (да, в общем, и поныне сидят и хлебают). Из всех тех богатств, которые добываются в Сибири, самим сибирякам не остается почти ничего. Так, какие-то жалкие крохи. Львиная же доля сибирских богатств расползается по всему миру и обогащает кого угодно, но только не самих сибиряков. Ну, разве это – справедливо? Таковы, понимаете ли, российские законы. А коль оно так, то, стало быть, долой эти законы. Отсоединяемся от России решительно и бесповоротно! Образуем великую Сибирскую федеративную республику! И пускай весь остальной мир ползает у наших ног, униженно вымаливая у нас богатства. А мы еще поглядим, кому те богатства продавать, а кого – гнать взашей.

На пике этой первоначальной романтической эйфории были даже изобретены необходимые государственные символы – флаг, герб, гимн под названием «Мы – сибиряки», Конституция и столица то ли в Новосибирске, то ли в Томске, то ли в Иркутске. Кроме того, был придуман даже официальный сибирский язык – вот так-то! За его основу были взяты некоторые енисейские говоры, которые, надо сказать, хоть и имеют в себе исконные русские корни, но, однако же, весьма сильно отличаются от современного русского языка. Поговаривали даже, что было сформировано тайное сибирское правительство! А уж, сколько было сочинено всяческих теоретических обоснований, доказывающих необходимость отделения Сибири от России!..

Ну а затем, исподволь и постепенно, стало наступать протрезвление. Нет, сибирячество не закончилось, оно не испустило дух, а просто – начало перерастать в некую новую, гораздо более серьезную, взвешенную и основательную форму. Причиной тому были несколько обстоятельств.

Обстоятельство первое: хорошо, отсоединяемся. Ну а далее то – что? Как, спрашивается, нам защитить свои новоприобретенные земли и все свои богатства, когда с запада на нас попрет Москва, с юга – Китай, с востока – Япония и США?.. А ведь попрут непременно, ибо Сибирь для них всех – весьма лакомое кушанье. Да и среди самих сибиряков далеко не все будут согласны с отделением Сибири от России. И где же нам взять моментальную, хорошо обученную и вооруженную армию? Да и не спасет нас никакая армия, ибо – слишком велики наши просторы, и слишком они малолюдны. Тут хоть ты даже поставь под ружье всех сибиряков вплоть до последнего оленевода – все едино, пожалуй, не хватит силенок. Стало быть, надобно будет заключать союз с какой-нибудь сверхдержавой, а это – верный признак утери суверенитета. Так для чего, спрашивается, и огород-то городить? Чтобы, освободившись от колониального российского ига, стать колонией какой-то другой державы?..

Вторым существенным обстоятельством было то, что как только заговорили о сибирячестве, тотчас же в Сибирь зачастили всяческие политические эмиссары. Притом, это были вовсе даже не представители каких-то серьезных и созидательных политических сил, а, большей частью, всяческие политические проходимцы и авантюристы. Ну, те самые, что недавно намеревались затеять революцию в Москве и Питере: всякие немцовы, каспаровы, рыжковы, лимоновы… Они-то и попытались возглавить юное и расхристанное сибирячество. И – использовать эту народную возмущенную вольницу в своих интересах. А, верней, даже и не в своих, а – в интересах всяческих западных недругов, которые спят и видят, как бы им половчее расколоть России на беспомощные осколки…

К чести апологетов сибирячества, они очень быстро раскусили намерения вышеупомянутых проходимцев и дали им отвод. Неединодушный, надобно сказать, но – подавляющим большинством голосов. И авантюристы убрались восвояси. А вожди сибирячества стали думать, как им быть дальше. Оставлять выстраданную идею сибирячества никому не хотелось. И потому сама собою скоро возникла мысль о создании Сибирской национально-культурной автономии.

Что же оно такое – Сибирская национально-культурная автономия? Здесь надобно заметить, что канонических форм эта идея покамест еще не приобрела, и ведутся еще по данному поводу множественные разговоры, споры и распри. Ну да оно, впрочем, и неплохо: никакая великая идея не рождается моментально и не возникает нахрапом. В целом же идея такова. Ни у кого не вызывает возражения тот факт, что Сибирь в настоящее время – колония государства, название которому Россия. И совсем при этом неважно, что Сибирь – исконная и, казалось бы, равноправная часть России. Отношение административного центра к своей окраине как к колонии – такое несуразное диво в истории человечества уже бывало. Ну и вот, в таком-то положении пребывает ныне и Сибирь. А это, как уже было сказано, в корне неверно и, по большому счету, губительно как для центра, так и для самой колонии. И потому-то Сибирь просто-таки обречена на то, чтобы отстаивать свои святые права перед неразумным центром. Весь вопрос в том, какими способами их отставить. Напрочь отделиться от центра покамест нет никакой возможности, да и, по большому счету, это неверно. Ибо – что тогда останется от России? Жалко Россию – хоть она, нынешняя, по отношению к Сибири и не мать вовсе, а сущая мачеха.

А потому – мы пойдем другим путем. Мы, сибиряки, будем трудиться над созданием великой сибирской нации. У нас будет свой флаг, герб и гимн. У нас будет свой язык, а, стало быть, и своя собственная культура. У нас появятся свои национальные герои. И когда все это у нас возникнет, то уже не четыре миллиона обитателей Сибири, как в ходе минувшей переписи, а во много раз больше народу в графе «национальность» запишется великим словом «сибиряк». И тогда-то федеральному российскому центру некуда будет деваться, и он обязан будет выстраивать отношения с Сибирью точно так же, как ныне он их выстраивает их с Татарстаном, Чечней, Якутией… Ведь давно уже ни для кого не секрет, что именно автономные российские республики диктуют ныне свою волю федеральному российскому центру, а не наоборот. Ну, в «татарскую позу» по отношению к центру станут и сибиряки. И тогда мы поглядим, на чьем кедре больше шишек… Надо только поскорее определиться с титульной сибирской нацией – сибиряк.

Такую вот, значит, форму, в общем и целом, приобрело в настоящее время движение под названием «сибирячество». Следует признать, что эта, нынешняя форма всесибирского протеста, гораздо более взвешена и перспективна, нежели стремление напрочь отделиться от России. Вот бы еще и российскому правительству пойти навстречу! От такого совместного, навстречу друг другу, движения государственной пользы было бы превеликое множество, а вреда, считай, никакого. Очень хотелось бы, чтобы новый российский президент (и, соответственно, новое российское правительство) прислушалось к народному сибирскому воплю и сделало правильные исторические выводы. А то ведь, чего доброго, может получиться и так, как во время оно при Емельяне Пугачеве. Пугачев – это как раз и есть результат неуслышанного народного вопля.

…Покамест же в Сибири идет трудная подспудная работа по созданию Сибирской национально-культурной автономии. Уже разработан и ждет регистрации устав этой структуры. Уже, друг за дружкой, появляются статьи, книги и документальные фильмы о тех людях, которые, возможно, займут пока что вакантные места национальных героев сибирского народа. Так, например, тюменским телевидением был снят изумительный фильм о князе Матвее Гагарине – первом сибирском губернаторе во время царствования Петра Первого. Это, к слову, тот самый Матвей Гагарин, который за годы своего правления присоединил к России едва ли не треть всей нынешней Сибири, и который в знак благодарности был казнен царем Петром показательной казнью. Фильм, к слову, называется «Евангелие от Матвея». Гуляет по сибирским просторам и еще один документальный фильм «Нефть в обмен на ничего» сибирских режиссеров Дмитрия Марголина и Артема Лоскутова. А уж, сколько пишется статей! И о героях-сибиряках эпох минувших, и о героях нынешних…

Кстати, о героях нынешних. Ныне во главе Сибирской культурно-национальной автономии стоят Александр Бакаев, Яков Новоселов и Евгений Митрофанов. Запомните эти имена. Может быть, вы о них еще услышите…