https://www.funkybird.ru/policymaker

Ближний Восток: террористы против террористов

В последнее время поступают сообщения об активизации боев между армейскими частями, верными президенту Ирака Нури аль-Малики и боевиками «Аль-Каиды». Можно предположить, что шиит аль-Малики, приговоренный во времена Саддама Хусейна к повешению и скрывавшийся в подполье, сегодня, выполняя директивы Тегерана, стремится закрыть ирако-сирийскую границу и не допустить прорыва суннитских боевиков на территорию Сирии. На помощь врагам президента Башара Асада, возглавляющего алавитскую группировку, пришли также группы шиитов, не признающие алавитов представителями своего направления в исламе.

Вооруженных активистов суннитских экстремистских организаций слишком много, и с перемещением некоторой части из них с иракской территории на сирийскую количество терактов в самом Ираке особенно не уменьшилось. После падения режима Муаммара Каддафи в Ливии тамошние боевики устремились в Сирию в надежде свалить власть династии Асадов и присоединить Дамаск к суннитскому миру. Против Асада сражаются ливанцы, пакистанцы и даже те палестинцы, для которых шииты такие же враги, как ненавистные христиане и иудеи. Показательно, что с резким осуждением режима Асада выступил и Исмаил Хания, главарь хамасовской группировки, захватившей власть в секторе Газа. Находясь в Каире, Хания, которого считают террористом не только в Израиле, «приветствовал борьбу сирийского народа за свободу и демократию». Отнюдь не рядовой хамасовец, это заявление сделал, несомненно, после долгих раздумий. Ведь подобный шаг уже расценен в Тегеране, многолетнем спонсоре ХАМАС, как предательство. Но не выступить с осуждением репрессивной политики Асада суннит Хания не мог, ибо до него на такой шаг пошел его вечный конкурент ФАТХ и король Иордании Абдалла Второй.

Совершенно неожиданным результатом кровавого противостояния в Сирии стало выдвижение на передовые позиции Катара, маленького, но фантастически богатого эмирата, с населением всего в 250 тыс. человек. Израильский обозреватель Эли Авдар свою статью в газете «Маарив» так и назвал: «Катар стал лидером арабского мира». «В ситуации, когда саудовцы заняты отражением шиито-иранских поползновений на монархию, – пишет Авдар, – а египтяне погружены в тотальный хаос, вакуум лидерства пытается заполнить такой неожиданный игрок, как Катар». В арсеналах катарского эмира Хамада бен Халифа имеется такое грозное информационное оружие, как авторитетный и популярный пан-арабский телевизионный канал «Аль-Джазира». Именно благодаря наличию этого формально независимого канала в значительной степени формируется общественное мнение всего арабского мира. И по большому счету не только арабского.

Депутат Кнессета Афу Агбария, израильский араб, получивший медицинское образование в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге), представляющий в высшем законодательном органе еврейского государства партию ХАДАШ («Коммунисты Израиля»), выступая на канале местной русскоязычной радиостанции «РЭКА», пытался остаться на объективистских позициях, именуя Асада диктатором, но более всего осуждая Саудовскую Аравию, Катар и Кувейт. Агбария называет политику этих суннитских государств «предательской и односторонней, способствующей продолжению кровопролития в Сирии».

И ведь алавитский режим в возникшей ситуации во многом должен винить себя. Так, начиная с 2003 года Дамаск не имел ничего против проникновения со своей территории в Ирак боевиков «Аль-Каиды», которые атаковали американских солдат. Примечательно, что при этом сирийские власти не требовали от этой организации «полной открытости». Не желая раздражать в лице «Аль-Каиды» мощного суннитского противника, сирийские спецслужбы чрезмерного любопытства не проявляли и знали далеко не все о деятельности этой организации даже на своей территории. И тем не менее клан Асада понимал, что ультрарадикальная «Аль-Каида» с ним, как алавитом, долго мириться не будет. В Сирии ярым врагом алавитов всегда оставался идеолог и стратег «Аль-Каиды» Абу Мусаб аль-Сури, который, однако, считался и врагом Аймана аль-Завахири, преемника сравнительно недавно ликвидированного американцами бен Ладена.

Показательно, что по наводке английских спецслужб, выявивших причастность аль-Сури к взрывам в метро и в автобусе в Лондоне 7 июля 2005 года, сирийские власти посадили этого террориста в тюрьму. Руководство «Аль-Каиды», похоже, с этим смирилось. В январе нынешнего года Башар Асад теперь уже с целью досадить Лондону, принявшему во внутрисирийском конфликте сторону его противников, своим указом освободил аль-Сури. Однако никакой благодарности к нынешним сирийским властям освобожденный не испытывал. Наоборот, переполненный ненавистью, он тут же присоединился к врагам алавитского режима. Считается, что именно этот человек, организовавший 10 февраля в Халебе (Алеппо) взрыв двух заминированных машин, ответственен за смерть 28 человек и нанесение вреда здоровью около 200 раненых.

Авторитетный израильский сайт Debka File утверждает, что спецслужбы Эль-Риада перебрасывают боевиков «Аль-Каиды» из Ирака в Сирию. На этом же сайте сообщается, что пакистанское командование «Аль-Каиды» приказало своим силам переместиться в Сирию и разделаться с Асадом и алавитами. Следовательно, боевиков «Аль-Каиды» призывают стать инструментом геноцида людей по конфессиональному признаку.

В начале третьего тысячелетия международный террор, противоречащий всем человеческим принципам и противостоящий законам цивилизации, распространяется подобно эпидемии. Окончательная и полная победа над ним в ближайшие годы не просматривается. Но любой террористический акт – это несомненное военное действие. Если террор, принявший международный масштаб, не загнать в определенные рамки, то избежать полномасштабной войны не удастся. И опять же сомнительно, что в этом случае боевые действия ограничатся определенным регионом. Последствия мировой войны предсказывать смысла нет, а потому обсуждению они не подлежат. Но допустить претворение в действительность такого сценария человечество права не имеет.