https://www.funkybird.ru/policymaker

«Новая газета»: силы НАТО на родине Ильича

В Ульяновске планируется создание перевалочного пункта для транзита невоенных грузов из Афганистана в Европу.

Реализация этого проекта может не только принести российской экономике сотни миллионов долларов, но и стабилизировать международное сотрудничество. Вероятно, поэтому отечественные политики, оценивая возможность обратной переброски натовских грузов через Россию, избегают антизападной риторики, столь густо звучавшей накануне президентских выборов.

Ульяновск рассматривается как один из возможных перевалочных пунктов в связи с тем, что здесь есть международный аэропорт «Восточный», способный принимать большегрузные самолеты, и железнодорожная ветка, подходящая к аэропорту. Это удобно: транспортные самолеты могут долететь сюда без дозаправки, далее эшелоны с контейнерами направятся прямиком в страны Прибалтики.

Оказывается, переговоры Россия-НАТО об открытии альтернативного пути переброски грузов велись в течение полутора лет, но известно об этом стало только недавно. Еще в середине февраля начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявлял, что Минобороны не вело переговоров с НАТО об аренде аэродрома в Ульяновске. По словам же начальника Ульяновской таможни Валерия Герасёва, «натовцы здесь были, приезжали, смотрели. Вроде все им понравилось». Специалисты НАТО побывали в Ульяновске еще осенью. Единственная претензия американцев — отсутствие грузового терминала, поэтому разгружаться и обрабатывать контейнеры придется прямо в аэропорту, «с колес». По словам Герасёва, проект распоряжения правительства РФ об открытии перевалочного пункта готов, но решение еще не принято.

Не исключено, что генерал Макаров был по-своему прав: как следует из письма министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в Комитет Госдумы по обороне, содействовать НАТО будет не его ведомство, а Минтранс России, поскольку «перевалочный пункт в Ульяновске не является военной базой». Впрочем, представитель Минтранса Тимур Хикматов уже заявил, что никаких поручений на этот счет его министерство не получало. Выходит, это руководство региона вышло на высокий международный уровень и ведет переговоры с натовскими стратегами? Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов с энтузиазмом говорит о проекте и его выгодах для региона.

«Мы уже давно занимаемся этим проектом, — сказал Морозов в интервью «Комсомольской правде». — Мы считаем, что это даст нам несколько тысяч новых рабочих мест. Это даст ответный толчок в развитии аэропорта. Потому что несколько десятков самолетов в течение суток будут у нас приземляться. Кроме того, это работа для нашей авиакомпании «Волга-Днепр». Это значит, что один из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области заплатит нам как минимум в два раза больше налогов».

Насчет нескольких десятков самолетов в сутки Морозов, возможно, погорячился, поскольку компания «Волга-Днепр» имеет собственный парк из десяти большегрузных Ан-124-100 («Руслан») и четырех Ил-76. Впрочем, если дойдет до дела, натовцам придется использовать нескольких авиаперевозчиков. Говоря о заявленных объемах работ, руководитель ульяновской таможни Валерий Герасёв сказал, что речь идет о загрузке 60 железнодорожных платформ ежемесячно, помноженных на несколько лет вывода войск (завершить его планируется в 2014 году). По словам Герасёва, перевозка одного контейнера обойдется в пять-шесть тысяч долларов. Интернет-портал KM.RUссылается на оценки неких экспертов, которые говорят о необходимости переброски 40 тысяч контейнеров. Отсюда «цена вопроса» в 200-250 млн долларов, которая, видимо, и греет душу местного руководства.

Проект перевалочного пункта насторожил коммунистов и патриотов. Ульяновский общественный активист, ветеран спецслужб Евгений Лытяков считает, что суверенная страна не должна допускать присутствия на своей территории иностранных военных баз и иностранцев с оружием, и кто даст гарантии, что наркотики из Афганистана не попадут в Россию.

Очевидно, эти опасения и вызвали к жизни протокольное поручение Госдумы и упомянутое письмо министра Сердюкова, который заверил депутатов, что создание перевалочного пункта в Ульяновске для грузов США и НАТО «отвечает интересам военной безопасности Российской Федерации». Глава Минобороны особо подчеркнул, что перевалочный пункт не будет военной базой.

Комментируя ответ Сердюкова, глава Комитета по обороне Госдумы Владимир Комоедов напомнил, что Россия обеспечивает транзит через свою территорию грузов для нужд международных миротворческих сил безопасности (МССБ). «Отказ от выполнения данных международных обязательств, взятых Россией на основе резолюции Совбеза ООН 1386 в 2001 году, подорвали бы репутацию России как надежного партнера в сфере безопасности», — сказал Комоедов. Даже в период охлаждения отношений с НАТО в 2008 году после российско-грузинского конфликта транзит натовских грузов в Афганистан через Россию не прерывался, подчеркнул депутат.