https://www.funkybird.ru/policymaker

США попросили Россию передать Ирану ультиматум

Апрельские переговоры с «шестеркой», говорится в нем, – последний шанс избежать войны.

Россия доигралась на иранском направлении своей внешней политики. США не просто выдвинули Ирану ультиматум (либо сотрудничество до конца с шестеркой международных посредников, либо война), но и «попросили» вручить его Тегерану именно Москву. Об этом со ссылкой на собственные источники в МИД РФ и в Минобороны сообщает сегодня газета «Коммерсантъ», эту же информацию подтверждает и израильская радиостанция «Коль Исраэль».

Таким образом, терпят крах все лихорадочные попытки избежать нападения Израиля и США на Иран, предпринятые Москвой в последнее время (а Россию такой сценарий не устраивает более всех на свете – за исключением разве что самого Тегерана). Более того, российские военные чины уже заговорили о возможных «реальных жизнях наших солдат».

По информации российского издания, в минувший понедельник госсекретарь США Хиллари Клинтон, встречаясь в Нью-Йорке после заседания Совбеза ООН с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, попросила его передать иранским властям, что намеченные на апрель переговоры Тегерана с «шестеркой» (Россия, Великобритания, Германия, Китай, США и Франция) – последний шанс для Тегерана избежать войны. Кроме того, на этой встрече вроде бы прояснилась и дальнейшая судьба Сирии: пока велика угроза войны с Ираном, ей вряд ли грозит интервенция.

Говоря о вероятности нанесения Израилем и США удара по Ирану, российские дипломаты теперь вместо неопределенного «если» употребляют конкретное «когда», пишет «Коммерсантъ». «Вторжение случится до конца года, – заявил изданию накануне заседания Совбеза ООН высокопоставленный сотрудник МИД РФ. – Израильтяне, по сути, шантажируют Обаму. Ставят его в интересное положение: либо он поддержит войну, либо сам лишится поддержки (влиятельного еврейского лобби)».

А после заседания Совбеза этот же дипломат уже сузил временные рамки атаки на Иран. По его словам, в апреле состоится встреча представителей Ирана и шестерки посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы, и американцы настаивают, что для Тегерана это – последний шанс. Точная дата и конкретное место проведения переговоров еще обсуждаются, но их повестка – не секрет: иранская ядерная программа и ее возможное использование в военных целях, а также вопросы допуска инспекторов МАГАТЭ на объект Парчин.

В Москве официально предпочитают не говорить об апрельской встрече как о «последнем шансе». «Сказать так – значит расписаться в собственном непрофессионализме, – заявил изданию заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. – Никогда не бывает последнего шанса. Все упирается в политическую волю, и Россия делает все, чтобы воля эта не исчезала, а усиливалась». Правда, и он признал, что ситуация вокруг Ирана все более ухудшается, сообщает издание: «Эскалация налицо, в т. ч. в виде конкретных действий».

И Россия, продолжая публично призывать стороны к сохранению мира, на всякий случай уже приготовилась к иранской войне. «Мы просчитали действия на случай войны с Ираном. На этот случай существует мобилизационная готовность», – сообщил изданию чиновник Минобороны. Опасность он видит в том, что из Ирана в граничащий с РФ Азербайджан, где «еще не пришли в себя со времен Карабаха», хлынет огромное количество беженцев. Но все же главное в том, полагает военный, что боевые действия в Иране «могут осложнить и без того непростую ситуацию на Кавказе». «Возможно, придется закрывать какие-то бреши. А это – уже реальные жизни наших солдат», – заключил чиновник.

Наличие у Москвы плана действий на случай, если по Ирану будет нанесен удар, изданию подтвердил и высокопоставленный дипломат, участвовавший в подготовке данного документа. По его словам, соответствующая программа разработана межведомственной комиссией и касается защиты граждан РФ. Кто из российских госчиновников работал над документом и как он называется, сотрудник МИД РФ сообщить отказался. Бумага, объяснил он, имеет гриф «Совершенно секретно».

Разумеется, все источники издания из МИД РФ и Минобороны, кроме заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова, предпочли остаться неназванными. Но такая анонимность, похоже, нисколько не принижает достоверность сообщенной ими информации. Ситуация вокруг Ирана, находившаяся одно время в «сирийской тени», в последнее время действительно резко обострилась. Совсем недавно в США специально для переговоров относительно возможного нападения на Иран приезжал израильский премьер Биньямин Нетаньяху. И хотя в ходе американо-израильской встречи в верхах выявились определенные разногласия по поводу тех методов, которыми можно эффективнее всего «убедить» Иран отказаться от планов создания ядерного оружия, общие союзнические узы Израиля и США были, разумеется, подтверждены.

«Мы сделаем все возможное для того, чтобы не допустить попадания ядерного оружия в руки Ирана», – заявил после американо-израильской встречи президент США Барак Обама. При этом он подчеркнул, что в иранском вопросе США и Израиль будут действовать сообща. Ну а Нетаньяху, пытавшийся склонить Обаму к фактически немедленному удару по Ирану, был, разумеется, еще более категоричен: «Мы не будем стоять с секундомером и ждать. Речь идет не о днях или неделях, но и не годах. Результатом удара должна стать ликвидация угрозы появления ядерного оружия у Ирана».

В создающихся буквально на глазах новых реалиях Россия рискует оказаться в наибольшем проигрыше. Ведь крах Ирана, трансформация его по ливийскому сценарию выводит США непосредственно к самому незащищенному месту России – ее «мягкому подбрюшью». Наша страна в этом случае попадает фактически в полное окружение сателлитов США. После этого всякого рода беспокойства по поводу объектов американской ПРО в какой-то там Польше, Чехии или Румынии или на каком-либо ином региональном театре возможных военных действий станут просто смехотворными.

К военно-стратегическим «окнам-уязвимостям» добавятся и чисто экономические потери. О каком «Южном потоке» можно будет говорить после того, как США и Запад установят контроль над нефтью и газом Ирана? Кому вообще тогда будут нужны российские нефть и газ?

Наконец, интервенция Израиля и США в Иран может взорвать российский Кавказ. И без человеческих жертв с нашей стороны (вспомним слова анонимного чиновника Минобороны РФ о «реальных жизнях наших солдат») действительно может не обойтись.

И все эти утраты – человеческие, военно-стратегические и экономические – выглядят тем досаднее, что Россия в свое время упустила массу возможностей, чтобы обозначенный ныне сценарий вторжения в Иран не состоялся вовсе.

Напомним, еще с начала 1990-х гг. Тегеран был готов отдать России перевооружение своей армии, что сулило разваливавшемуся российскому ВПК многомиллиардные долларовые заказы. Но вместо этого Россия и США создают некую структуру почти что масонского характера – комиссию Гор – Черномырдин. Вице-президент США пообещал тогда нашему премьеру открыть рынок Запада для высокотехнологичных российских товаров (кое-что из этой номенклатуры изделий отечественная промышленность тогда еще производила), но взамен потребовал не перевооружать Иран. Обещание открыть свой рынок американцы, разумеется, не сдержали. Зато свое слово сдержал Черномырдин – и российский ВПК продолжал умирать.

Но дело не только (и даже не столько) в упущенной экономической выгоде. Главное – в том, что перевооруженный Иран не представлял бы сейчас такого искушения для израильтян или американцев в плане «игры мускулами». Ну а если бы мы позже поставили Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300 (контракт-то по этому чисто оборонительному оружию был уже заключен, но Россия отказалась его выполнять, абсолютно неуместно ссылаясь на международные ограничения по наступательным вооружениям), то тот же Израиль не бежал бы сейчас «впереди паровоза», угрожая в одиночку, без США, напасть на Иран.

Так что иранское направление внешней политики России на протяжении всех последних двух десятилетий – это, по сути, масса упущенных возможностей. И в нынешней ситуации Москве остается возлагать надежды лишь на сам Иран – что он сможет выстоять против вооруженного нападения американо-израильских сил. И немалые предпосылки к этому, кстати, имеются: уничтожить бомбовыми ударами ядерные объекты Ирана, которые запрятаны глубоко под землей, почти нереально, ну а внешняя агрессия способна лишь сплотить иранский народ. В итоге война выйдет для США долгой и явно не победной. Поэтому Барак Обама, переизбирающийся в этом году на пост президента США, и пытается остудить пыл Биньямина Нетаньяху.