https://www.funkybird.ru/policymaker

В Закавказье делят Россию

Путин выиграл. Но не просчитался ли он, повторно взвалив на себя бремя нерешенных проблем с Северным Кавказом, соседями России и замороженными конфликтами? В Грузии считают, что именно эта «бомба замедленного действия» может расколоть РФ и изменить границы в регионе.

С возвращением Владимира Путина к формальному президентству отношения России с соседями могут как улучшиться, так и ухудшиться – все зависит от того, какой внешнеполитический курс изберет Кремль на сей раз. Скорее всего, он останется неизменным, хотя, судя по недавним откровенным и завуалированным националистическим заявлениям российской власти и части оппозиции, отношения Москвы с северокавказскими народами и соседями РФ могут обостриться еще больше.

Националистическая риторика российских политиков связана, скорее всего, с предвыборным заигрыванием с частью электората. Но, имея в виду сверхчувствительность национального вопроса и во многом замешанных на нем межгосударственных отношений, сложно представить, что нацрезонерство не отразится, в итоге, на самой России и не создаст угрозу ее целостности.

И чем стремительнее будут возрастать такие угрозы для самой России, тем, надо ожидать, жестче будет ее политика в отношении Северного и Южного Кавказа.

Строго говоря, к числу зон замороженных конфликтов следует отнести и северокавказские республики, вряд ли отказавшиеся от идеи суверенитета с одной стороны, и легитимации радикальных религиозных течений — с другой. В пользу таких настроений на Северном Кавказе свидетельствуют перманентные террористические акты и сохранение усиленного военного контингента РФ в Дагестане.

Впрочем, Путину придется разбираться не только и не столько с Северным Кавказом, обострение обстановки на котором непременно аукнется в Абхазии и Южной Осетии, но с Нагорным Карабахом и Приднестровьем. И если Москве пока более или менее удается держать Абхазию и Южную Осетию за счет масштабного военного и финансового присутствия, в Степанакерте и Тирасполе уже, похоже, не надеются на адекватную и своевременную помощь из России.

В Нагорном Карабахе нет российских войск (правда, военная база России дислоцирована неподалеку в армянском городе Гюмри). Кроме того, Россия не содержит Нагорный Карабах, хотя и кормит его обещаниями урегулирования конфликта, в которые ни в Степанакерте, ни в Ереване уже никто не верит. Соответственно, влияние и доверие к России в этом регионе сходит на нет.

И в Ереване, и в Степанакерте серьезно опасаются прямого нападения Азербайджана, поскольку Баку на компромиссы идти не собирается. Время от времени риторика Азербайджана становится все более воинственной, и за ней проглядывается возможность самостоятельного, без согласования с Россией, принятия решений по Карабаху.

Собственно, в этом нет ничего удивительного: доходы Азербайджана от экспорта углеводородов растут, и Баку уже давно не зависит от их транзита по российской территории: собственникам его нефти удобнее качать ее через Грузию. Чем выше уровень доходов Азербайджана, тем серьезнее он вооружается и тем меньше прислушивается к мнению РФ, что показала история с Габалой.

Понятно, что Армения на фоне Азербайджана заметно проигрывает: у нее нет ни нефти, ни газа, ни больших доходов; она фактически находится в транспортной блокаде, и единственным ее козырем, который в любое время может стать сомнительным, является присутствие в Гюмри российской военной базы. И, в некотором роде, сильное армянское лобби в США. Но как поступят Россия и США в случае, если Азербайджан решит военным путем вернуть себе Нагорный Карабах, никому неизвестно.

Вероятно, в этом вопросе многое будет зависеть от ситуации вокруг Ирана. Если военные действия случатся, Азербайджан может воспользоваться ажиотажем и успеть вернуть себе Нагорный Карабах.

С другой стороны, Баку может сдержать проблема «второго фронта» — не прозевать бы Северный Иран. С третье стороны, если атака на Иран все же случится, Россия может пойти на открытие коридора в Армению через Грузию, и тут будет уже не до Карабаха вовсе.

Что до Приднестровья, то, похоже, Россия делает все для собственного ухода оттуда. Протеже Москвы проиграл президентские выборы, она сильно сократила финансовую помощь непризнанной республике, присутствие миротворцев РФ на территории ПМР постоянно ставится под сомнение Кишиневом, Бухарестом и западными посредниками, с которыми Кремль играет в поддавки.

Совокупное военное присутствие РФ в Абхазии и Южной Осетии в семь раз выше, чем в ПМР. Тем не менее, РЮО переживает острый синдром отторжения от политики РФ. Напомним, что там едва не случилась гражданская война. Москва с первой попытки не смогла обеспечить победу своего кандидата в президенты 35-тысячной республики и, вопреки выделенным миллиардам, так и не вытащила Южную Осетию из разрухи и нищеты.

Кремлю, возможно, не очень нужны Абхазия с Южной Осетией и Приднестровье с Нагорным Карабахом как таковые. Но они являются идеальным инструментом сдерживания стран ГУАМ, стремящихся в НАТО. Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Москва дала понять и Молдове, что при любом резком движении она может признать и независимость Приднестровья. Впрочем, тут ситуация не столь однозначная. История с Карабахом по-своему уникальна: тактика затягивания, которой придерживаются в Москве и отчасти в Минской группе ОБСЕ, крайне опасна. Ведь проволочки сопровождаются образованием новых региональных альянсов, более выгодных и понятных для Баку, чем слабеющая и противоречивая связь с Москвой.

Тбилиси все теснее сближается – как политически, так и экономически – с Баку и Анкарой. Еще несколько лет назад главным внешнеторговым партнером и энергетическим донором Грузии была Россия, но в последние годы ее место заняли Турция и Азербайджан. Эти отношения нанизаны на транзит каспийских углеводородов в обход РФ на запад.

То, что Грузия и Азербайджан стали ближе, подтверждает и недавний визит Михаила Саакашвили в Баку, и восторженная встреча, которая ему там была оказана. «Только в этом году Азербайджан профинансирует строительство железной дороги в Грузии на 320 миллионов долларов. Это будет окном в Европу для нашего региона», — сказал президент Грузии журналистам по окончании встречи со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым.

По его словам, речь идет о пассажирских и грузовых перевозках из Азербайджана и Грузии в Турцию и далее в Европу. То есть, пояснил Саакашвили, «Азербайджан и Грузия вместе присоединяются к европейской железнодорожной системе, что является очень важным фактором для нашего будущего развития». Завершение строительства дороги запланировано на 2013 год.

Грузия и Азербайджан также договорились расширить сотрудничество в сфере энергетики. В частности, полностью будет загружен проходящий по территории Грузии с выходом на Турцию газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Напомним, по территории Грузии также проходит экспортный нефтепровод Баку-Джейхан. Кроме того, стороны создают совместную компанию по экспорту электроэнергии. «Все это означает и то, что в строительство новых ГЭС в Грузии будут вложены азербайджанские деньги», — пояснил Саакашвили.

Заметим, что несколько ГЭС в Грузии уже строят турецкие компании. По информации грузинского правительства, в ближайшее время их вклад в развитие грузинской гидроэнергетики составит $1 млрд. Столько же денег в Грузию уже вложила Государственная нефтяная компания Азербайджана.

В своем выступлении перед азербайджанским парламентом Саакашвили неоднократно и в разных контекстах упоминал Россию. В частности, он заверил, что все грузинские «дружбы» не направлены против северной соседки, которую лично он желает видеть «гордой, стабильной, уверенной в собственных силах и в своем пути». Страной, которая «не будет угрожать и унижать других, чтобы доказать иллюзорное величие своего государства», а также страной с «безопасными, защищенными и четкими границами, а не постоянно меняющимися очертаниями». Какие границы РФ видятся Саакашвили «четкими» — остается лишь предполагать.

Он также заявил, что Путин не сможет «оживить труп Советского Союза», в том числе, реализацией проекта Евразийского Союза. По словам Саакашвили, «собирание земель» наверняка провалится. Впрочем, об интеграции мечтает он сам, провозглашая идею Единого Кавказа: с участием России, но — в составе Евросоюза и НАТО. Правда, на Путина в этом деле Саакашвили не рассчитывает – он предпочитает неких «русских патриотов», под которыми, вероятно, подразумевает часть политических оппонентов вновь избранного президента РФ.

Ожидать, что на этом фоне Путин вдруг развернется в сторону Грузии и других стран ГУАМ и пойдет им на уступки зонах замороженных конфликтов, не приходится. Однако вот что сказал по этому поводу эксперт Фонда Карнеги Томас де Ваал: «Любые прогнозы по поводу путинского возвращения будут неизбежно неполными. В конце концов, Путин прагматик, и ему придется руководить другой, и, видимо, более слабой Россией. Экономическая и политическая ситуация в этой новой России очень сильно отличается от 2008 года. Поэтому не исключено, что Путин воспользуется своей властью и авторитетом, чтобы стать кавказским Шарлем де Голлем, пообещав своим маленьким южным соседям большое стратегическое примирение со стороны России. Такое возможно, но маловероятно».