https://www.funkybird.ru/policymaker

Псевдореформа псевдофедерализма

Более всего сочувствую сейчас губернаторам. Их, вообще говоря, не за могучий интеллект в свое время набирали, а теперь, ловя сигналы из Кремля и Белого дома, и подавно с ума сойти можно. Кого слушать? К кому ходить? Как понимать? Это ведь не шуточки: враз все потерять можно, если не угадаешь.

Взять хотя бы освещение главным федеральными телеканалами митинга на пр.Сахарова. Мало того, что вполне достоверно осветили, так еще и не забыли подчеркнуть (все!) его антипутинский характер. Понятно, что такие указания телебонзам могли дать в этой стране лишь два человека. Один, по разумной логике, выпадает. Что остается? Медведев в последний момент «сливает» Путина? Безумие какое-то. Но истерическое продвижение «реформаторских» законопроектов (которых никто не видел и не обсуждал) через Думу тоже работает на эту версию или на какой-то ее промежуточный вариант разной степени экстравагантности.

Или вот вчера кой что обсудили: губернаторы поучаствовали в Госсовете при президенте на предмет «децентрализации». Беру это слово в кавычки, потому что когда министр финансов дрожащей рукой протягивает регионам 1% доходов и тут же норовит ее отдернуть, причитая: «а где ж мы возьмем компенсацию?» — это никакая не децентрализация и никакой не федерализм, а все тот же постылый средневековый морок с перераспределением оброка, «олигархический псевдофедерализм» (лично изобрел этот термин в середине «нулевых» и думаю, он вполне точный).

Федерализм – это когда штат (субъект федерации) имеет право сам устанавливать у себя «дифференцированное налогообложение» — а Центр не имеет никакого конституционного права в его, штата, полномочия лезть и что-то там менять (ну и губернаторов тоже, конечно: демократия и реальный федерализм связаны неразрывно). У нас же именно Центр собирается разрешить регионам забрать часть оброка с частью расходов на остроги и дороги: и это называется децентрализацией (ну и губернаторов избирать – на кого администрация президента укажет: каков федерализм, такова и демократия). В то время как речь в самом первом приближении идет о том, чтобы хоть как-то мотивировать изменением структуры налоговой системы власти регионов: ведь сейчас главе Челябинска глубоко без разницы есть ли прибыль у городских компаний, а губернатору безразличен размер собираемого в области НДС — от этих налогов ни город ни область ни копейки не видят.

Позволю небольшую цитату из своей книги «Революция регионов. Россия на пороге глобальной трансформации» (М.2006г.). «Именно этот олигархический псевдофедерализм, а не федерализм как таковой переживает сейчас кризис, вызывая к жизни все новые тенденции централизации. Однако со стратегических позиций формирования социально-ориентированной рыночной экономики и демократизации общества, дальнейшее укрепление сложившейся на сегодня «вертикали власти» не имеет смысла. Эта вертикаль обслуживает интересы групп, нуждающихся в сохранении административно-сырьевой квазифедерации, которая не имеет ничего общего ни с социально ориентированной экономикой, ни с модернизацией, ни тем более с реальным федерализмом».

Россия давно и остро нуждается в полноценной, причем конституционной федеративной реформе, которая создаст у нас, наконец, декларированную некогда федерацию. Вместо этого нам подсовывают очередные полумеры, новый симулякр.

Впрочем, ожидать иного причин как-то и не наблюдалось.

Губерам же до поры лучше помалкивать да кивать. Чем они, люди умудренные службой, и заняты. «Для Челябинской области выход вижу один – не ждать этого перераспределения, а создавать комфортный деловой климат, помогать действующим предпринимателям, привлекать новых инвесторов» — сказал губернатор Юревич, вернувшись вчера с довольно бессмысленного Госсовета.

Стоило в Кремль мотаться — за семь верст киселя хлебать – за такими-то выводами.