https://www.funkybird.ru/policymaker

Социальные сети бросают вызов Путину

Когда Алексей Венедиктов решил в этом месяце предупредить общественность о репрессиях, проводимых против его работающей уже много лет московской радиостанции, этот 56-летний редактор воспользовался таким способом, который гарантировал незамедлительное внимание общества. Он написал об этом в Твиттере, где у него 85 000 последователей.

Уже через час тысячи российских блогеров начали внимательно изучать вопрос о том, почему владелец «Эха Москвы» компания «Газпром-Медиа», которая связана с Кремлем, решила осуществить перестановки в составе совета директоров радиостанции. Появился такой шквал отзывов, что Газпром и Кремль были вынуждены незамедлительно выступить с заверениями о независимости редакции «Эха».

На следующий день, когда Венедиктов объявил в Твиттере, что прокуратура внезапно вызвала его на допрос, реакция была еще более мощной, что заставило власти прекратить расследование в тот же день без объяснения причин.

Кремль Владимира Путина неожиданно осознал, что медийный ландшафт в России уже далеко не тот, что достался ему в наследство в 2000 году.

Страхи перед закручиванием гаек в либеральных СМИ усиливаются, однако скорость и гибкость социальных сетевых технологий представляет гораздо более сложную проблему для государственного контроля, нежели традиционные средства массовой информации.

С 2007 года количество интернет-пользователей в России увеличилось с 22,8 до 52,9 миллиона человек, а число людей, пользующихся популярной блоговой платформой «Живой Журнал», выросло с 1,3 до 5,8 миллиона. Более 13 миллионов россиян пользуются сетью Facebook. Крупные ритейлеры давно уже не игнорируют жалобы на интернет-магазины своих брендов. Такие перемены во многом объясняют те пути, которыми в России распространяются оппозиционные настроения после предположительных подтасовок на декабрьских выборах в парламент.

До президентских выборов 4 марта остается неделя, и интернет-сообщества жалуются на усиление вмешательства со стороны официальных и неофициальных прокремлевских организаций, которые обеспокоены всплеском онлайновой политической дискуссии.

Как сообщил в декабре основатель популярной социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров, российская Федеральная служба безопасности попросила его заблокировать некоторые группы и сообщества, связанные с антиправительственными протестами. Компания отказалась пойти на такой шаг.

Другие вебсайты, включая самую популярную блогерскую платформу LiveJournal, сталкиваются накануне выборов с волной DDoS-атак, когда сайты заполняются огромным количеством запросов, обработать которые их серверы не в состоянии. В этом месяце газета «Коммерсант» объявила, что одна из таких атак осуществлялась прокремлевской молодежной организацией «Наши». «Наши» свою причастность к атакам отрицают.

Дуров и его компания «ВКонтакте» от дальнейших комментариев на эту тему отказались, как и самый крупный веб-портал России Mail.ru, которому принадлежит 40% акций «ВКонтакте». Аналогичную позицию занимают и многие другие профильные компании, пытающиеся найти некий баланс между сохранением добрых отношений с властями и собственного имиджа независимой организации у пользователей.

Председатель парламентского подкомитета по развитию высоких технологий и член оппозиционной партии «Справедливая Россия» Илья Пономарев говорит, что интернет-компании «сами решают, реагировать им или нет … А поскольку правовые инструменты отсутствуют, это больше похоже на самоцензуру».

Однако популярный блогер и бывший руководитель российской поисковой системы Rambler Антон Носик сообщает, что некоторые организации оказались в западне у правоохранительных органов, которые порой пытаются наладить неформальные связи частыми визитами в компании, после чего выступают с несанкционированными просьбами.

«Какой-нибудь мелкий тип из правоохранительных органов пишет тебе неофициальное письмо с просьбой предоставить некую информацию, — говорит он. – По закону я не должен ее предоставлять. А если я ее предоставлю, это может послужить основанием для тех же органов подвергнуть меня позднее цензуре за неправильное обращение с персональными данными. Конечно, им очень хочется получить такой рычаг воздействия».

У сторонников интернета, таких как Пономарев, огромную озабоченность вызывает то, что руководители российских интернет-компаний «больше заинтересованы в зарабатывании денег», чем в защите своих пользователей. Больше всего это пугает владельцев компаний, имеющих другие коммерческие интересы, поскольку Кремль может оказать на них давление.

Например, олигарх Алишер Усманов, владеющий почти третьей частью пакета акций Mail.ru, также владеет крупной компанией по добыче железной руды и является совладельцем компании-оператора мобильной связи. Магнат и собственник LiveJournal Александр Мамут владеет контрольным пакетом акций крупнейшей в стране розничной компании по продаже сотовых телефонов.

Директор по развитию бизнеса из материнской компании LiveJournal SUP Марина Пустильник говорит о том, что ее фирма борется с обеспокоенностью по поводу лояльности Мамута с тех самых пор, как миллиардер купил эту компанию в 2007 году.

Однако недавние антипутинские протесты, отмечает она, принесли немалый коммерческий успех LiveJournal. В декабре у сайта на 50% увеличилось количество уникальных посетителей. Резко вырос трафик в блогах оппозиционных лидеров, например, на страничке Алексея Навального, у которой ежемесячно появляется по 10 000 новых подписчиков, хотя раньше их было 1000.

У Навального масса последователей на самых разных платформах, включая ЖЖ и Твиттер. В этом-то и заключается проблема для властей, которые, как говорят аналитики, сталкиваются с более трудными задачами, чем в начале 2000-х годов.

Более того, полное закрытие популярных вебсайтов может дорого обойтись правящему режиму. По словам одного интернет-аналитика, чей работодатель не разрешает ему обсуждать эту проблему открыто, «они знают, что если начнут закручивать гайки в интернете, то потеряют значительно больше, чем обретут».