https://www.funkybird.ru/policymaker

В Ливии снова неспокойно

Страна оказалась на пороге очередной гражданской войны

После убийства Муамара Каддафи в октябре прошлого года информация о событиях в Ливии быстро исчезла из средств массовой информации, будто бы кризис в стране завершился и ливийцы зажили мирной жизнью. Однако на деле ситуация в стране продолжает оставаться очень сложной и существует серьезная опасность появления новых внутренних конфликтов. Это подтвердили события последних дней, когда восточные районы Ливии фактически объявили себя автономией.

Сначала так называемая Киренаика объявила о создании «союзного федеративного района Барка (Киренаика)» с собственными органами государственной власти – министерствами и ведомствами. О данном решении было заявлено 6 марта в пригороде Бенгази на «Конгрессе народа Киренаики». Спустя несколько дней администрация Мисураты – третьего по величине города Ливии – фактически также объявила себя автономией, заявив о создании специальной зоны безопасности, куда будет закрыт доступ многим ливийцам. «Задача защиты города и поддержания общественного порядка возложена на местные отряды, которые в минувшем году защищали Мисурату от войск Каддафи», – говорится в заявлении городских властей.

Прогнозы о том, что в Ливии могут начаться новые внутренние конфликты звучали еще тогда, когда авиация НАТО бомбила позиции Каддафи. Сейчас они постепенно начинают сбываться, ходя с момента падения прежнего режима не прошло и полугода. Примечательно еще и то, что эпицентром эскалации вновь стал район, где в начале прошлого года сформировались оппозиционные режиму Каддафи силы.

В Переходном национальном совете с настороженностью отнеслись к намерению восточных регионов провозгласить автономию. Председатель ПНС Мустафа Абдель Джалиль заявил в этой связи, что восточные племена должны «остановиться у опасной черты, не раскалывать страну и вернуться на путь диалога». По его словам, «за заговором стоят соседние с Ливией арабские государства, которые подпитывают сепаратистские настроения и стремятся столкнуть страну к междоусобице». Но самое главное то, что он допустил возможность применения силы для сохранения единства страны.

В свою очередь, власти в Киренаике заявляют, что не хотят раскола страны, а настаивают только на возвращении Ливии к конституции 1951 года, когда страна делилась на три автономных района, одним из которых была Киренаика. Так, по словам одного из лидеров мятежников шейха Ахмед аз-Зубейри ас-Сенусси, они хотят восстановить историческую справедливость и положить конец «порочной политической культуре».

Вряд ли за решением властей Киренаики стоит только жажда исторической справедливости. Не последнюю роль здесь играет и то, что данный район богат нефтью, которая, скорее всего, стала главной причиной провозглашения автономии.

Сами по себе призывы вернуть Ливию к федеративному устройству являются очень опасной тенденцией. Это может расколоть страну и привести к новым внутренним конфликтам. В ПНС это прекрасно понимают, и пока занимают выжидательную позицию, однако нервы у них, судя по всему, начинают сдавать, так как прозвучали заявления о возможности военного разрешения проблемы.

Между тем, международное сообщество выразило серьезную озабоченность возможностью создания ливийской федерации, призвав сохранить целостность страны. В первую очередь, этого опасаются соседи Ливии в лице Египта и Туниса, так как это может привести к возникновению не только внутреннего, но и регионального конфликта.

Со своей стороны, Россия предостерегла Триполи от разрешения ситуации силовыми методами. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил в этой связи: «Мы поддерживаем суверенитет, территориальную целостность и независимость Ливии, но при этом убеждены в том, что все проблемы должны решаться политически, путем диалога».

На уходящей неделе Россия также обратила внимание ливийских властей на недопустимость существования на их территории специального центра для подготовки сирийских революционеров, которые затем переправляются на территорию Сирии для ведения боевых действий против правительства. Данное заявление также прозвучало из уст Виталия Чуркина.

Между тем, в ПНС подобные утверждения отвергли. По словам премьер-министра Абдель Рахим аль-Киба, ему ничего не известно о существовании подобных центров. «Что касается лагерей подготовки, то мне неизвестно ни об одном из них, если только это не делается без ведома правительства, в чем я сомневаюсь», – сказал он в ходе визита в Вашингтон.

Во время выступления в Центре Карнеги ливийский политик также рассказал, чего, на его взгляд, стоит ждать в будущем от российско-ливийских отношений. С одной стороны, он отметил, что новые ливийские власти будут приветствовать возвращение российских компаний в их страну. «Мы будем приветствовать, и я гарантирую, что мы будем соблюдать наши контракты», – подчеркнул премьер-министр. С другой стороны, он подчеркнул, что контракты российских компаний, заключенные при правлении Каддафи будут возобновлены только после проверки на предмет коррупционности. «Желаем ли мы снова видеть русских в Ливии и того, чтобы они работали над проектами? Возможно, да. Если эти контракты не будут служить режиму и не были с ним связаны ранее. Сможем ли мы продлить контракты? Теоретически да, но только после их изучения и в случае, если они соответствуют законодательству и не имеют коррупционной составляющей», – сказал ливийский премьер.

Все последние заявления, прозвучавшие как со стороны Москвы, так и со стороны Триполи, говорят о том, что российско-ливийские отношения ждут не лучшие времена. В первую очередь это объясняется тем, что Триполи не рассматривает Москву в качестве своего союзника из-за позиции последней по ливийскому кризису. Скорее всего, большую часть контрактов, заключенных еще при режиме Каддафи, Россия потеряет. Повод для этого ливийским властям найти несложно. В итоге в страну придут новые игроки в лице США, Франции, Британии и других стран.