https://www.funkybird.ru/policymaker

Приморье и выборы: недоверчивый регион

Новости нет — еще на стадии выдвижения и выбраковки «неправильных» кандидатов все стало понятно. Было ли событие, не было ли — вопрос. Если было, то как его именовать — все-таки выборами или же попыткой легитимизировать возвращение Путина к президентскому креслу на третий срок? Тем не менее, изучив таблицы предварительных итогов выборов президента РФ на территории отдельно взятого Приморского края, есть о чем поразмышлять.

Избиратели-приморцы, придя на выборы в 64,42-процентном составе, отдали кандидату Путину 57,31 % голосов; на втором месте Зюганов с 20,36 %, на третьем — Жириновский с 8,63 %, на четвертом и пятом Прохоров и Миронов с 7,95 и 4,36 %. В целом по стране явка составила сопоставимые 65,3 %, Путин (предварительно) набрал 63,75 %, Зюганов — 17,19 %, Прохоров — 7,82 %, Жириновский — 6,23 % и Миронов — 3,85 %.

Не сказать, чтобы Приморье принципиально отличалось от усредненного российского региона. Разве что мы — чуть более «красная» территория и симпатизируем эмоционально-патриотическим лозунгам Жирика сильнее, чем либеральным призывам Прохора, а Путина любим, соответственно, несколько меньше. Первое же место Путина и последнее место Миронова — это, так сказать, общероссийские ценности. Интересно, что в 2004 году Приморье отдало тому же Путину 59,3 % голосов, тогда как Россия в целом — около 71 %. То есть разрыв был больше, иначе говоря — мы разлюбили Путина раньше.

Другое дело, что есть Приморье и есть Владивосток — последний отличается как более независимой ориентацией электората, так и более строгим контролем за законностью голосования на участках со стороны альтернативных партийцев и общественников. Если просуммировать и усреднить итоги голосования 4 марта во Владивостоке, то мы получим около 47,5 % голосов за Путина. Если бы вся страна голосовала по-владивостокски, второго тура было бы не избежать. Интересно, заинтересуют ли эти данные московских кураторов мэра Владивостока Игоря Пушкарева, ведь местное самоуправление у нас отделено от госвласти только формально, а о степени вовлеченности самого мэра в избирательный процесс можно судить по попавшей в интернет записи, на которой человек с голосом, похожим на голос Пушкарева, обсуждает с другим человеком, голос которого похож на голос экс-вице-губернатора, политтехнолога Николая Сидорова, проведение ряда предвыборных мероприятий, в том числе сомнительной с точки зрения избирательного законодательства лотереи.

Не так интересны сами выборы, как шум вокруг них. Любопытно заявление полпреда президента в ДВФО Виктора Ишаева, дающего понять, что вот, мол, демонтаж губернатора Дарькина привел к тому, что Приморье, вопреки опасениям, не стало первым с конца по уровню поддержки кандидата Путина.

«Приморский край по опросам населения до выборов был хуже всех территорий. По итогам выборов же показал 57 %, — заявил Ишаев. — Сам город Владивосток и люди, которые были приближены к губернатору, почувствовали себя ненужными. И они противодействовали. Сам Владивосток реагировал на кадровые решения негативно, но зато весь Приморский край отреагировал как надо».

Заявление более чем странное, тем более для столь, казалось бы, здравомыслящего политика, как Ишаев (хотя для отчетности Москве сойдет): выходит, приморцы, обрадовавшись отставке Дарькина, дружно побежали голосовать за Путина, тогда как владивостокцы, все как один оказавшиеся под дарькинским влиянием, проголосовали против Путина — в самом деле, не могут же владивостокцы «просто так» не любить Путина, тут явно кто-то «противодействовал».

Хотя на деле кто, как не Дарькин обеспечивал в городе и крае путинскую кампанию (а его супруга вообще была доверенным лицом Путина), и зачем было убирать губернатора за считаные дни до выборов — с тактической точки зрения совершенно непонятно.

Не хватало еще записать относительный успех Путина в Приморье в актив врио губернатора Миклушевского — дескать, за три дня так вдохновил всех приморцев, как Дарькин не мог вдохновить за все предшествовавшие годы. К тому же Ишаев, долгие годы губернаторствовавший в Хабаровском крае (да и теперь работающий в Хабаровске), опустил то обстоятельство, что на этот раз «его» Хабаровский край оказался на последнем месте по проценту голосов, отданных за Путина. Так что если по кому и принимать следующие «кадровые решения», то не иначе как по хабаровскому губернатору Шпорту. А за компанию — по полпреду Ишаеву и по мэру Пушкареву тоже.

ПОД ТЕКСТ

На выборах, конечно, не могло обойтись без разного рода подвозов, вбросов и прочей грязи. Есть, например, подробный, с документами и фотографиями, репортаж (newsvl.ru/vlad/2012/03/06/carousel) журналиста Игоря Прилипко, сумевшего влезть внутрь «запутинской» незаконной карусели; за развитием ситуации вокруг этого журналистского расследования нашего коллеги редакция «Новой газеты во Владивостоке» предполагает следить очень внимательно — нам крайне интересно, как отреагируют соответствующие органы (как мы знаем, прокуратура уже «в курсе»), какой будет их реакция на грубое и фактически доказанное нарушение закона.

Есть свидетельство об откровенной подделке протоколов в избирательной комиссии Ленинского района Владивостока, размещенное в блоге депутата Законодательного собрания Приморского края Артема Самсонова (artem-samsonov.livejournal.com/33911.html).

В течение 4 марта было чем заняться как участникам акции «СМИ Приморья — за честные выборы», организовавшим интерактивную площадку по быстрому реагированию на всякого рода непонятки, так и активистам движения «Реальный выбор», успешно изгонявшим «торгующих» (то есть координаторов предвыборной лотереи — вероятно, спланированной Пушкаревым-Сидоровым) из «храмов» избирательных участков, пишет Василий Авченко в «Новой газете» во Владивостоке».