https://www.funkybird.ru/policymaker

Полицейских премируют за обеспечение порядка на митингах

Насколько было опасно и непредсказуемо поведение «радикалов» в прошедшие митинговые дни, испытал на себе и журналист радиостанции «Эхо Москвы» Александр Борзенко.

Вечером 5 марта он освещал несогласованное движение колонны националистов по Большой Никитской в сторону Манежной площади. По его словам, кто-то из «шествующих» услышал фрагменты репортажа. Видимо, что-то не понравилось. Журналиста окружили, повалили на землю и стали избивать. Парню чудом удалось вырваться. Его бы наверняка догнали, но, к счастью, неподалеку оказался сотрудник ДПС. «Этот сотрудник ДПС возле консерватории дежурил. Он меня и спас», — рассказал в эфире Александр Борзенко. Атаковать полицейский автомобиль националисты не рискнули.

«Российская газета» нашла инспектора ДПС, который спас журналиста «Эхо Москвы» от буйных националистов.

Им оказался Юрий Новиков, старший лейтенант полиции, инспектор 1-го спецбатальона Москвы, который обеспечивает безопасность дорожного движения в самом центре столицы.

В чем заключался его поступок? Да ни в чем. Он действовал по закону. В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения только подтвердили эту мысль. Но исполнение закона зачастую опасно для тех, кто его соблюдает.

Что же произошло в тот вечер на Большой Никитской?

Как рассказывает Юрий Новиков, ситуация была следующая. Он сидел в машине, и его главная обязанность на этот момент — обеспечить безопасность дорожного движения. В зеркало заднего вида он увидел, что по улице бежит человек, а за ним — толпа, человек сорок. Некоторые в масках, некоторые — без. Он вышел из машины. Корреспондент сам обратился к нему за помощью. Юрий посадил его в свою машину, сам сел в нее же. Нападать на полицейского преследователи не решились.

— Вам было не страшно? — спрашиваем мы Юрия.

— Нет, — отвечает он. — Вы представьте себе толпу, которая хочет побить человека. Но как только этот человек оказывается под прикрытием полицейского, — это совершенно другая статья.

Выйти против оголтелой толпы молодчиков в масках — это поступок. И тем более защитить того, кого эта толпа избрала своей жертвой — по сути, взять огонь на себя.

— На моем месте так поступил бы каждый, — заявил корреспондентам «Российской газеты» Юрий Новиков.

— Хорошо бы, если бы так думали все.

Юрий Новиков: Я не знаю, с какими ситуациями вам приходилось сталкиваться, но у нас первоочередная задача — защищать жизнь и безопасность людей. Это был абсолютно нормальный гражданин, которому требовалась помощь. Разве я мог уехать?

Вы были один в машине?

Юрий Новиков: Да, в связи с реформой количество инспекторов сократилось, поэтому нам зачастую приходится работать в одиночку.

Юрий, работу менять не собираетесь?

Юрий Новиков: Я сейчас учусь на юридическом факультете университета МВД заочно. Работаю в дорожно-патрульной службе. Менять специальность не собираюсь. У меня есть опыт в этом деле. И в дальнейшем я думаю продолжать службу именно в этом направлении.

Прошедшие дни массовых митингов показали, что вопреки многим мрачным прогнозам о неизбежности столкновений в разгоряченной толпе, о том, что наши правоохранители не смогут справиться с ситуацией без применения силы, полиция проявила высокий профессионализм. Каких-либо серьезных эксцессов, даже несмотря на откровенные провокации, не случилось.

Умение полицейских действовать корректно, их очевидную нацеленность на то, чтобы не пресекать, а помогать, отмечали и сами организаторы митингов.

Между тем даже самая малая из задач полицейских — охранять многотысячную толпу — потребовала задействовать большой силовой резерв. Только на обеспечение безопасности в Москве в дни многолюдных акций на площадях дежурили около 30 тысяч сотрудников полиции, военнослужащих внутренних войск, дружинников, частных охранников.

Мало кого интересовало, в каком напряжении работали в эти дни правоохранители. А ведь у каждого жена, дети, родители, которые так же, как и главы семейств, жили в это время в «усиленном режиме». Ведь такой режим предполагает по сути казарменное положение и круглосуточную службу, работу не только без выходных, но и практически без отдыха.

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение городского правительства о денежном поощрении правоохранителей. Решено выделить из резервного фонда 1,8 миллиона рублей на поощрение контрактников 55-й дивизии Внутренних войск МВД России, которые участвовали в обеспечении безопасности на митингах. Будут отмечены и другие сотрудники полиции.

Вряд ли для большинства штатных полицейских — патрульных, омоновцев, инспекторов ДПС, — это была рутинная работа. Известно, что в оцепление ставили даже сыщиков уголовного розыска и участковых. Вместо раскрытия преступлений они полдня почти каждые выходные оберегали митингующих граждан. Причем и «обычные» задачи с них никто не снимал.

Еще не проанализированы с точки зрения оперативной психологии все попытки провокаций — а их были десятки, если не сотни. Профессиональные революционеры только в последние дни — 5 и 10 марта — сумели заставить полицейских применить силу, но без кулачного права, без дубинок и прочих спецсредств. Спровоцировали задержания те, кто решили продолжить митинг на фонтане, и националисты, вознамерившиеся пройти шествием по Тверской. Вообще-то, странная компания — крайне «левые» и «ультраправые».

Полиция задержала почти три десятка таких демонстрантов, пытавшихся маршировать с так называемыми «монархическими» флагами. Были составлены административные протоколы. По мнению полицейских, эти парни представляли запрещенное судом Движение против нелегальной миграции.

Впрочем, они могли принадлежать и к любой другой, тоже запрещенной националистической организации — члены этих структур перемещаются внутри своего сообщества. На Новом Арбате, например, они именовали себя просто «русские».