https://www.funkybird.ru/policymaker

В Индии продолжается «ядерная паника»

Протесты против строительства и запуска основного объекта российско-индийского сотрудничества в области ядерной энергетики АЭС «Куданкулам» /южный штат Тамилнад/ продолжаются вот уже больше 200 дней, однако ни правительство Индии, ни местные власти не могут назвать даже приблизительной даты их завершения.

Правда, переломный момент в этой непростой истории, если еще и не наступил, то обязательно наступит со дня на день. Россия уже в открытую говорит о том, что не может себе позволить простоя специалистов, сооружающих АЭС, а Индия уверяет, что рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с Москвой в сфере ядерной энергетики.

Август 2011 года в штате Тамилнад не предвещал никаких неприятностей. С момента аварии на АЭС «Фукусима-1» прошло почти шесть месяцев, однако, это, кажется, в регионе никого не волновало. Строительство АЭС «Куданкулам» шло полным ходом, тем более что ее запуск должен был уже в самое ближайшее время восполнить потребность Тамилнада в электроэнергии. На АЭС завершен один из основных этапов ввода в эксплуатацию первого из двух энергоблоков, заявил «Атомстройэкспорт». «Строительство двух атомных блоков в Куданкуламе, которое ведется совместно с Россией, приближается к завершающей стадии», – в свою очередь подтвердил посол Индии в России Аджай Малхотра. Однако 11 сентября 2011 года группа представителей ряда неправительственных организаций /НПО/, а также жители штата впервые провели акцию протеста, заявив, что «обеспокоены безопасностью АЭС «Куданкулам» и атомной энергетики в целом».

В октябре, несмотря на заверения властей в том, что безопасность жителей была главным приоритетом при строительстве объекта, более семи тысяч противников возведения АЭС «Куданкулам» сначала провели демонстративную голодовку, а потом блокировали ведущую к объекту дорогу. Снизить накал протестных акций не помогло даже заявление премьер-министра Индии Манмохана Сингха, который отметил, что отказ от запуска АЭС «Куданкулам» негативно скажется на индустриализации и развитии Тамилнада. «Этот штат является одним из наиболее промышленно развитых в стране, и его потребности постоянно растут, – подчеркнул тогда политик. – Приостановка работ отрицательно скажется на планах региона по дальнейшим индустриализации и развитию».

Таким образом, пуск АЭС отложили, а протестующие продолжали требовать прекращения строительства. При этом численность участников таких акций постоянно увеличивалась. «Протесты в Куданкуламе отражают озабоченность населения безопасностью ядерной энергии. Люди также обеспокоены тем, чтобы строительство АЭС не отразилось на их средствах к существованию и на окружающей среде. Правительство серьезно воспринимает эти тревоги. Нами создана независимая группа экспертов для реагирования на все законные и реальные заботы и опасения местных жителей», – сказал Манмохан Сингх. По словам индийского премьер-министра, «через две недели у нас будет возможность приступить к запуску первого блока, а через шесть месяцев – второго».

Эти слова главы правительства в очередной раз вызвали гнев демонстрантов, число которых после его заявления выросло до 10 тыс. человек. Тогда же один из координаторов Народного движения против атомной энергии /НДПАЭ/ М.Пушпараян обещал усиление протестов в случае, если требования извлечь топливные стержни из реакторов не будут выполнены до первого января 2012 года. «Заявление Манмохана Сингха противоречит резолюции властей штата Тамилнад о прекращении работы на станции, пока опасения людей не будут развеяны», – объяснил он. Неожиданно в поддержку протестующих выступила главный министр штата Тамилнад Джаялалита, которая ранее всегда поддерживала строительство АЭС. «Удовлетворенность жителей является главным приоритетом для моего правительства и штата Тамилнад, – написала она в письме Манмохану Сингху. – Я была очень удивлена, когда узнала, что вы объявили о том, что АЭС начнет работать через пару недель».

Тем временем правительство Индии инициировало расследование в отношении неправительственных организаций, которые стояли за проведением манифестаций, и предписало шести из них объяснить использование средств, полученных из- за рубежа. «Средства /из-за рубежа/ используются для организации протестов, – сообщил источник информационного агентство Пресс Траст оф Индиа, близкий к правоохранительным органам. – Сейчас мы проверяем этот факт».

Переломными моментами, после которых правительство приступило /или сделало вид, что приступило/ хоть к каким- то решительным действиям, стали рабочий визит посла России в Индии Александра Кадакина на юг страны и последующие российско-индийские межмидовские консультации. «Опираясь на достижения прошлого, мы продолжаем сотрудничество в настоящем и с уверенностью смотрим в будущее, – отметил тогда российский дипломат. – В штате Тамилнад Россия участвует в развитии энергетического сектора, транспортной инфраструктуры и автомобильной промышленности. Найти в кратчайшие сроки выход из ситуации вокруг АЭС «Куданкулам» жизненно необходимо для жителей штата».

На межмидовских консультациях, в свою очередь, Индия заявила, что прилагает все усилия для скорейшего разрешения ситуации с протестами против строительства и запуска АЭС «Куданкулам». «Россия выразила озабоченность в связи с протестами местных жителей против строительства и запуска АЭС «Куданкулам» и простоя российских специалистов, – отметил участвовавший в консультациях первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов. – Индийская сторона, в свою очередь, подтвердила, что прилагает соответствующие усилия для разрешения данной ситуации, в том числе, работает с властями штата Тамилнад. Потребуется еще некоторое время для выхода из нынешней ситуации».

Кроме того, замглавы МИД РФ сообщил о том, что были созданы две комиссии по четыре человека от центральных властей и правительства штата, работа которых должна была способствовать скорейшему возобновлению проекта. «Индийская сторона выразила заинтересованность в развитии дальнейшего сотрудничества с Россией в области атомной энергетики в соответствии с «дорожной картой», которая предусматривает серийное строительство ядерных энергоблоков числом до 14-16 единиц, – добавил он. – Также индийская сторона пообещала в скором времени назвать еще одну площадку, на которой будет производиться строительство атомной электростанции».

Как потом сообщили индийские газеты, обе комиссии пришли к выводу, что российские реакторы абсолютно надежны, и поручились за безопасность АЭС, однако, это не удовлетворило протестующих, которые назвали доклады однобокими, потому что в них, в частности, не включены сейсмологические исследования местности, и подготовили собственное исследование, которое положили на стол главному министру штата Тамилнад Джаялалите.

«Она /Джаялалита/ очень тепло и внимательно отнеслась к нашим словам, – сообщил потом участник Народного движения против атомной энергии /НДПАЭ/ Р.Рамеш. – Встреча продолжалась около 20 минут, и главный министр не просила нас прекратить протесты против строительства АЭС». По его словам, организаторы этих акций представили ей доклад, опровергающий выводы, сделанные комиссией центрального правительства, которая «не затронула геологическую составляющую вопроса и, в том числе, не сделала необходимых исследований местности на предмет вулканической активности».

Тем временем завершилось расследование в отношении неправительственных организаций, и 24 февраля этого года вышел очередной номер американского журнала «Сайенс», в котором премьер-министр Индии открыто обвинил американские НПО в том, что они стоят за протестами против АЭС «Куданкулам».

«Атомная энергетика Индии попала в затруднительное положение из-за того, что неправительственные организации, в основном, как мне кажется, из США не могут в полной мере оценить рост потребностей нашей страны в энергии, – отметил он. – Протесты под руководством местных неправительственных организаций уже застопорили ввод в эксплуатацию двух энергоблоков мощностью тысяча мегаватт каждый /имеется в виду на АЭС «Куданкулам» – прим. корр.ИТАР-ТАСС/».

Позднее с аналогичным заявлением выступил госминистр в канцелярии премьер-министра В.Нараянасами. По его словам, в ходе следствия, касающегося финансирования НПО, выяснилось, что они получали средства из США и стран Скандинавии. «Мы получили подтверждения того, что неправительственные организации, базирующиеся в городах Тирунелвели и Тутукуди, расположенных в штате Тамилнад, где строится АЭС, финансировались США и скандинавскими странами», – сообщил он, добавив, что власти также выяснили, пошли ли направленные средства на те цели, на которые были выделены, и лишили три НПО, использовавшие финансы не по назначению, лицензий. В отношении еще одной НПО расследование продолжается, сказал В.Нараянасами.

Российская сторона ставила под сомнения прозрачность протестов с самого начала, заявил в интервью корр.ИТАР-ТАСС посол России в Индии А.Кадакин. «Подозрения в том, что за протестами стоят иностранные компании, у меня возникли еще тогда, когда манифестации только начались. Дело в том, что в течение шести месяцев после аварии на АЭС «Фукусима-1» местные жители не проявляли никаких признаков недовольства касательно строительства АЭС «Куданкулам» и, тем более, не высказывали никаких опасений. Вдруг спустя шесть месяцев произошел взрыв антиядерных настроений, – отметил российский дипломат. – Именно тогда мы задались вопросом, откуда нашлись средства на то, чтобы люди протестовали, жили в палатках и так далее. Все это стоило больших денег. Было ясно, что это не спонтанное проявление недовольства».

Как неоднократно сообщали индийские СМИ, протестующих привозили на место манифестаций в зафрахтованных автобусах, снабжали водой и пищей, а также строили для них навесы для защиты от солнца. Все это в Индии стоит серьезных денег, которых не было у деревенских жителей, составляющих значительную часть демонстрантов.

По мнению А.Кадакина, тот факт, что движение было организовано извне, облегчит властям страны урегулирование данной ситуации. «Мы поддерживаем заявление индийского премьер-министра Манмохана Сингха. Это ядерный объект, и никаких протестов вокруг него быть не должно. Правительство должно взять ситуацию под контроль и не позволить оплаченным протестантам мешать развитию атомной энергетики Индии, – добавил он. – Это антигосударственная деятельность».