https://www.funkybird.ru/policymaker

Путиномика: дорожная карта для бизнеса

Российская околовластная верхушка славится своими двуличными разводками.

Это у них в крови: плакать на камеру, говоря о демократии и реформах, и попутно отдавать приказ о силовом разгоне демонстрантов, мирно вышедших на площадь, согласно своему конституционному праву. Они рассуждают о верховенстве закона и поздравляют общество с «чистой победой», ни в коей мере не стесняясь вала разоблачений своих собственных фальсификаций и подтасовок; они обещают бизнесу процветание, но могут в любой момент отобрать приглянувшийся актив, не гнушаясь ничем для этих целей. И вот почему любой инвестор, который решится прийти в Россию в грядущие годы, любой бизнесмен, который пытается развивать в стране собственное дело, но ощущает день за днем все усиливающийся прессинг, должен об этом помнить.

Курс доллара как индикатор

Курс доллара — один из показателей, которым накануне выборов оперировали провластные медиапропагандисты. Не слишком сведущее в делах экономики население пытались убедить, что снижение курса американской валюты объясняется отсутствием на нее спроса на рынке, а следовательно — отток капитала из страны приостановился, что является безусловным признаком доверия курсу новой власти. Подобный аргумент не выдерживает никакой критики. Во-первых, конец финансового года традиционно характеризуется спросом на рубль (налоги платятся в рублях). Во-вторых, сам по себе сильный рубль является вредным для отечественной экономики (российского производителя), и, поддерживая искусственно курс национальной валюты в течение долгого времени, власть будет сама толкать страну к экономическому коллапсу.

Говоря же об оттоке капитала, который, якобы, замедлился, лучше всего оперировать цифрами. Так, по данным замминистра экономразвития Андрея Клепача, отток капитала из страны лишь за первый месяц текущего года составил $17 млрд, а по итогам прошлого года — $84 млрд (из которых $37,4 млрд — за 4-й квартал). Эти цифры говорят сами за себя и в пояснении не нуждаются.

Обещания власти и бюджет

На днях Путин заявил, что исполнение его предвыборых обещаний обойдется не более чем в 1,5% ВВП. Не совсем понятно, шла ли речь лишь о предвыборных обещаниях премьера или же о всех обещаниях власти, сделанных в ходе избирательной кампании 2011-2012 годов (думские + президентские выборы), о невозможности исполнения которых уже предупреждал ушедший с поста министра Алексей Кудрин. Очевидно, что налоговое бремя будет возрастать, причем, как показывает практика, налоговый маневр будет бессистемный и лишь запутает бизнес и заставит его уйти в тень. Это и чехарда со страховыми взносами, которая бьет по работодателю и представителям нарождающегося среднего класса, и сообщения о возобновлении деятельности «особых троек ФНС», которые не имеют никаких полномочий по закону, но обладают де-факто неофициальным ресурсом принуждения. Сама же экономическая программа нового президента, опубликованная ранее в виде статьи, не выдерживает никакой критики, как полностью оторванная от реальности. Все это говорит о том, что экономическая политика России на ближайшие годы будет подобна действиям грабителя с большой дороги: урвать, где получится, и побольше. Не уверен, что подобная стратегия государства является привлекательной для бизнеса и инвесторов.

Особые отношения власти и бизнеса

Пожалуй, самым наглядным примером тех проблем, с которыми столкнулся крупный инвестор, приходя в Россию, можно назвать случай со шведской IKEA. Представители компании неоднократно заявляли, что приостанавливают экспансию на российском рынке из-за системной коррупции: в регионах компания терпела многомиллионные убытки из-за желания чиновников поживиться на открытии магазинов и устраивающих для этого различные проволочки (длившиеся по нескольку лет). Необходимо констатировать, что коррупция и неофициальные поборы с бизнеса превратились в систему. Часто они маскируются под «социальную ответственность бизнеса», подразумевающую полную лояльность и поддержку власти, спонсирование статусных проектов и начинаний (что, в первую очередь, характерно для крупного бизнеса федерального значения); порой же, это банальные поборы и принуждение к выплате «неофициальных вознаграждений» — тех же самых взяток. И надо понимать, что вовлечение бизнеса в коррупционные схемы никогда не проходит бесследно: санкции и наказание последуют обязательно, достаточно лишь вспомнить скандал с коррупционным делом о поставках автомашин Mercedes.

Впрочем, это не единственная проблема. Главное, что сегодня в России понятия права собственности как такового не существует. Никто не может гарантировать инвестору сохранность его бизнеса независимо от того, сколько сил и средств было вложено в его развитие. Порой доходит до абсурда. Так, в процессе думской избирательной кампании столичный мэр Собянин вместе с премьером Путиным передал «Лиге КВН» кинотеатр «Гавана», для чего в авральном порядке были расторгнуты договора с предыдущим арендатором «Люксор». Другая ситуация из числа тех, которые широко известны, — рейдерский «наезд» на владельцев аэропорта «Домодедово», который власть предпринимает на самых разных уровнях, дабы заполучить этот актив (теперь — максимально снизить продажную цену на него). Согласно последним новостям, к продаже «Домодедово» хочет подключиться Госдума, в строительстве дополнительной полосы аэропорту отказано, а большая часть заинтересованных в приобретении аэропорта компаний отказалисьот своих намерений. И подобных примеров — масса. Если привлекательный актив приглянулся чиновнику, его родственнику или знакомому, никто не будет вспоминать ни о каких законах; вертикаль государственного рейдерства действует безотказно, в нее включены и криминальные элементы, силовые структуры и суды, и бизнесмену останется либо безропотно «поделиться», отдать безвозмездно свой бизнес или его часть, потворствуя алчности околовластных рейдеров, либо спасаться за границей, отстаивая всеми возможными средствами свою правоту и свои права.

4 марта показало, что нынешняя околовластная группировка не желает выпускать свои полномочия и власть из своих цепких рук, а потому ситуация в национальной экономике не улучшится. Сегодня любой бизнесмен, любой инвестор, приходящий в Россию, не должен верить щедрым посулам российской власти. Инвесторы должны знать: их права, их активы, их инвестиции ничем в этой стране не защищены; окологосударственные рейдеры способны в любой момент отнять их бизнес, выставить их самих преступниками и развязать охоту на их родных и близких.