https://www.funkybird.ru/policymaker

Как захватывали суд в Нижнем Новгороде

Последний нижегородский митинг “За честные выборы” закончился задержаниями почти всех участников акции, которые почти сутки незаконно содержались в заключении. Журналисты и правозащитники, которые поддержали митингующих, прорвались в здание суда и оккупировали его на несколько часов.

“Планировали осаду нижегородского Кремля, а получилась осада изнутри”, — комментирует произошедшее один из лидеров нижегородской оппозиции Юрий Староверов, который в числе прочих был задержан после митинга 10 марта. О том, что его и еще 19 человек содержат в жутких условиях, стало известно еще вчера. “Я был в Советском УВД, условия там были довольно-таки скотские. По крайней мере, спать было невозможно из-за отсутствия мест, где можно было полежать”, — рассказывает другой задержанный, журналист “Новой газеты” в Нижнем Новгороде Станислав Дмитриевский.

Рано утром 11-го марта задержанных посадили в автобусы и повезли к зданию суда. Люди так и просидели в этих автобусах до восьми вечера. “В автобусе было холодно (на улице минусовая температура), вся кормёжка, которая у нас была — это то, что приносили активисты. Все это начало вызывать сначала раздражение, а потом и возмущение не только у тех, кто сидел в автобусе, но и у окружающих”, — рассказал Дмитриевский. Постепенно к зданию суда начали подтягиваться журналисты, правозащитники и просто сочувствующие. К середине дня стало известно, что все 20 человек задерживаются незаконно, поскольку опросы и протоколы задержания, по словам активистов, были сфальсифицированы: в них было указано, что митингующие якобы уже на свободе. Дмитриевского задержали в три часа дня, а протокол на него был составлен только к ночи.

Судебный процесс начался только в восемь вечера. К этому моменту в здании было уже очень много людей, которые не имели никакого отношения к судебному процессу, зато судебных работников почти не было на месте. “Представьте себе судебный участок, на нем нет ни одного судебного пристава, и ни одного сотрудника суда, кроме несчастной девочки-судьи Китаевой и уборщицы. Все остальное оккупирует батальон специального назначения, который по своему желанию впускает или не впускает людей. Командует этим всем подполковник полиции, опер в штатском, который определяет очередность людей на суд и другие судебные вопросы”, — описал ситуацию в суде Дмитриевский.

Задержанных выпустили из автобусов и завели в здание суда, в это же время туда прорвались люди, которых не хотели пускать внутрь сотрудники правоохранительных органов. По словам Станислава Дмитриевского, в помещении начался балаган, все располагались, как могли и где могли: “Люди стали отдыхать на полу, потому что многие очень устали, начали спальные мешки раскладывать, носки сушить. На полу колбасу резать, пить сок. В конце концов толпа начала постепенно вытеснять батальон специального назначения. Развесили плакаты “Свободу политзаключенным! Кабинет судьи охраняет батальон специального назначения, а все остальное пространство занимает народ”.

Троих активистов — Станислава Дмитриевского, Илью Шамазова и Петра Тепакова — увезли в Нижегородское УВД и сказали, что будут судить их утром, а потом неожиданно отпустили. На вопрос одного из оппозиционеров о причине такого внезапного решения никто из сотрудников УВД ответить не смог.

Ночной процесс над оппозиционерами тем временем продолжался. Судья давала подсудимым сроки от одного до двух суток. Последней судебное решение вынесли активистке Евгении Тестовой-Каменской. Ее повезли в спецприемник на сутки, вместе с ней уехал весь спецназ. Постепенно люди начали покидать здание суда: “что-то еще покричали на улице и разошлись по домам”, — рассказал Дмитриевский.

Сейчас активисты при поддержке правозащитной организации “Комитет против пыток” намерены обратиться в Следственный Комитет по поводу незаконного удержания и нарушения прав митингующих.