https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия после выборов

Избирательный цикл 2011-2012 годов стал для России очередным этапом длительного процесса, но не решил вопроса о том, каким станет ее будущий курс. Главным актерам придется приспосабливаться к новым реалиям.

Оппозиционные партии в Думе возглавляют политики, чье время истекло. Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов на будущих президентских выборах лишатся всякого доверия избирателей. Если их партии хотят избежать дальнейшего упадка, им придется задуматься над тем, кто должен их возглавить, и какие у них должны быть цели.

«Единая Россия» получила мощный удар. Владимир Путин ее бросил. Оставили ее и избиратели, за исключением тех, кто голосовал по принуждению. Новому правительству эта партия понадобится как голосующая база, а также как влиятельная региональная сила. Но пар из партии уже выпущен, и она перестала быть даже карьерным трамплином для самых амбициозных. Изменить имидж партии или найти ей замену Кремлю будет очень сложно.

У «несистемной» оппозиции три этих месяца прошли просто великолепно. Влияние Путина на главные составляющие российского электората, особенно в Москве, ослабло. В более отдаленной перспективе вполне можно рассчитывать на то, что протестное движение, охватывающее большинство тенденций, все-таки создаст некую партийную структуру или структуры. Это движение пока еще слишком разрозненное, чтобы подчиняться дисциплинированному руководству. И Россия в любом случае слишком долго страдала от «сильных руководителей». Понадобится время, чтобы различные силы, выступающие против Путина, сформировали более долгосрочные цели и инструменты борьбы. Проблема этих сил в том, что делать дальше. Протесты против фальсификаций и требования отставки Путина выдохнутся быстро.

Задача Путина заключается в том, чтобы стать полностью легитимным руководителем, а также решить, как справиться с социальными и экономическими проблемами России. И думские, и президентские выборы считаются подтасованными. Масштабы протестов вышли за рамки того, что ожидали российские правители. Путин избегал участия в предвыборной кампании изо всех сил, предпочитая давать обещания о будущих щедрых подарках и предупреждать о том, что без него наступит хаос.

В принципе политическая жизнь в России стала более публичной и — опять же, в принципе — более изменчивой. Это не устраивает правящую элиту. За последние несколько месяцев подтвердилось то, что Путин инстинктивно хочет жестко контролировать средства массовой информации. Давление на наиболее независимые радиостанции и печатные СМИ, видимо, усилится. Интернет контролировать труднее, и он склонен распространять раздутые и преувеличенные идеи.

За степенью толерантности Путина все будут внимательно наблюдать, как будут наблюдать и за его отношением к независимым политическим движениям. Перед своим переизбранием на пост президента он не вступил в диалог с протестующими. Не участвовал он и в дебатах с другими кандидатами, отдав предпочтение серии афористических статей, в которых высказал свои мысли по поводу направления движения России. Его заявления по международным вопросам носили неизменно декларативный характер, а враждебность в отношении Запада в целом и США в частности присутствовала в этих статьях весьма заметно. Все это выходило за рамки простого предвыборного позерства.

Чего ждать

Таким образом, предположение о явлении Путина в новой инкарнации пока больше основывается на логике надежды, чем на фактах. А факты свидетельствуют, что появится четвертая версия Путина, которая в его по сути дела четвертый срок мало чем будет отличаться от предыдущих. Если Путин намерен серьезно заняться модернизацией российской экономики, то крайне важна будет большая открытость и подотчетность. Рисков в таких действиях будет немало, а новое правительство в нынешних условиях не испытывает острой необходимости в реальных усилиях, и может ограничиться блужданием вокруг да около. Ничто из сказанного и написанного Путиным в предвыборный период не свидетельствует о его мощном стремлении взяться за осуществление структурных реформ. Его обещания увеличить расходы, хотя бюджет сегодня и без того испытывает мощную нагрузку, превратили Путина в заложника будущего. А российское общество не готово к структурным переменам.

Следующим шагом Путина станет назначение премьер-министра, а также формирование нового правительства. Вряд ли демонстрация оппозиции 10 марта как-то повлияет на это. Если она будет многочисленной, то это в большей мере подтолкнет Путина к занятию оборонительных позиций, но не к примирению. В любом случае, он, скорее всего, опоздал со своими обещаниями и с их выполнением, потому что ему мало кто верит, скажем, в вопросе борьбы с коррупцией. Его словам сегодня не доверяет значительная часть внутренней аудитории.

Сэр Эндрю Вуд — научный сотрудник программы по России и Евразии из Британского королевского института международных отношений «Чатем-хаус».