https://www.funkybird.ru/policymaker

Украина: главным провокатором против власти является она сама

Накануне выборов значительно возрастет количество провокаторов, которые будут пытаться подорвать политическую стабильность в стране. Об этом предупредил премьер-министр Николай Азаров во время лекции, которую он прочитал студентам в ходе своей рабочей поездки в Закарпатскую область.

Но речь не о провоцировании массовых беспорядков и не о терактах. Оказывается, пояснил Азаров, провокации против политической стабильности — это подрыв доверия к власти!

«Политических провокаторов сейчас в стране, особенно накануне выборов, будет чрезвычайно много. И их главная задача — подорвать доверие к власти», — цитировала премьера его пресс-служба. «А подорванное доверие к власти сразу же подрывает доверие к экономическим и политическим шагам власти. Обманутых людей намного проще направить на принятие неправильных решений», — умозаключил Азаров.

Николай Янович спрогнозировал, что во время избирательной кампании «провокаторами будут выдвигаться откровенно популистские решения». Он привел пример нынешних выборов в России, когда «отдельные кандидаты обещают после прихода к власти золотые горы, в частности вдвое увеличить размер пенсии, зарплаты или стипендии». «Я вижу, как сейчас кандидаты в президенты России с легкостью дают такие обещания и обманывают людей. И мне чрезвычайно приятно, что вы, студенты, прекрасно понимаете, что за год-два такие обещания выполнить невозможно», — подчеркнул Азаров.

Оставим Россию в покое. Россияне сами у себя разберутся — кто провокатор, а кто нет, кто популист, а кто не очень. Тем более что у российской власти позиции попрочнее, чем у украинской, — доверие к тому же Владимиру Путину на таком уровне, о котором правящие круги на Украине могут только мечтать.

Вернемся к азаровскому «подрыву доверия к власти». Вообще-то любую критику в адрес власти можно считать подрывом доверия к ней. И, собственно, именно в этом и состоит суть политической конкуренции — политики борются за власть, завоевывая доверие к себе и подрывая доверие к оппоненту.

С другой стороны, именно во время выборов общественности уместно спрашивать с политиков за выполнение ранее обещанного (на прежних выборах). И если избиратели были обмануты в прошлом, вряд ли стоит рассчитывать на получение мандата доверия в настоящем под очередные посулы об очередном светлом будущем.

Наконец, если считать политическими провокаторами тех, кто подрывает доверие к власти, то к их числу можно смело отнести самого г-на Азарова со товарищи из Партии регионов. Разве будучи в оппозиции, они не подрывали доверие к правительству Тимошенко? Неужто ПР стремилась к дестабилизации в стране?!

Вот один из примеров «подрыва доверия к экономическим и политическим шагам власти» трехлетней давности. 2 марта 2009 г. Партия регионов распространила полное праведного гнева заявление по поводу письма в МВФ от имени президента Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко и главы ВР Владимира Литвина, в котором те выражали «общее видение» антикризисных мер.

«И президент, и премьер-министр объединили усилия против украинского народа — они хотят подписать меморандум об экономической и финансовой политике в рамках сотрудничества с МВФ», — сокрушались «регионалы» в своем заявлении.

ПР категорически возражала против такого обязательства перед МВФ, как принятие закона о пенсионной реформе, «который будет предусматривать повышение пенсионного возраста ежегодно на шесть месяцев». «Как оппозиция Партия регионов решительно заявляет: мы никогда не позволим так издеваться над миллионами тружеников, тяжелым трудом зарабатывавших свою пенсию. Мы не дадим принять такой закон в Верховной Раде», — говорилось в заявлении.

Следующим обещанием перед МВФ, приводившим в возмущение Партию регионов, было: «власть хочет сделать повышение для населения цен на газ вплоть до уровня мировых». В ответ на это ПР грозилась: «мы призовем народ гнать прочь лгунов и авантюристов, которые, чтобы дорваться к заграничным деньгам… готовы бросить за грань выживания самых бедных, лишив льгот на оплату жилья и коммунальных услуг тех граждан, которые не могут свести концы с концами, — ветеранов, чернобыльцев, инвалидов труда».

«Партия регионов не допустит принятия таких мер, которые переносят всю тяжесть кризиса на плечи самых бедных категорий наших сограждан. Мы заявляем решительный протест против такой политики нынешней власти и будем защищать людей всеми доступными законными средствами», — добавляли «регионалы» (УП).

В качестве кого тогда выступали представители Партии регионов? Если руководствоваться цитированным выше пассажем Азарова — в качестве политических провокаторов, подрывавших доверие к действиям той власти, одновременно обманывая избирателей. Я бы даже уточнил — цинично обманывая.
Обещания — всего лишь слова

Ведь именно правительство Азарова, т. е. правительство Партии регионов, впоследствии исполнило «пожелание» МВФ и подняло пенсионный возраст — выражаясь словами из заявления ПР от 02.03.2009, поиздевалось над миллионами тружеников, тяжелым трудом зарабатывавших свою пенсию.

Именно правительство Азарова взяло курс на радикальное повышение цен на газ для населения — т. е., выражаясь словами из заявления ПР от 02.03.2009, выступило в качестве лгунов и авантюристов, которые, чтобы дорваться к заграничным деньгам, бросили за грань выживания самых бедных.

Как там учит Николай Янович — «провокаторами будут выдвигаться откровенно популистские решения»?.. Но кто ж более преуспел в этом — в раздаче популистких посулов (с обещанием превратить их в решения) — на последних выборах, как не нынешняя партия власти?

Чего стоила одна кампания по т. н. повышению социальных стандартов! Скажем, обещание Виктора Януковича «за два года» повысить минимальную пенсию до 1200 грн., а среднюю — до 2000 грн. Два года прошли. Но на конец 2011-го минимальная пенсия составляла 800 грн. (в полтора раза ниже обещанного), средняя — 1230 грн. (почти вдвое ниже обещанного). По итогам 2011 г. 60,7% граждан Украины отметили ухудшение экономического положения их семей и только 4,4% заявили об улучшении (данные Центра им. Разумкова от 27 декабря 2011 г.).

5-летние каникулы для малого бизнеса… Возврат утраченных вкладов бывшего Сбербанка СССР (соответствующее обязательство перед вкладчиками принимал от имени кандидата Януковича сам г-н Азаров — подробнее см. «Витина тысяча»?», «2000», №42 (578), 21—27 октября 2011 г.)… Отмена призыва в армию… Где это все?

Какие после этого нужны «политические провокаторы», чтобы подорвать доверие к действующей власти? Или глава правительства считает, что можно давать избирателям любые обещания, не выполнять их, а затем по новой взывать к доверию?

С другой стороны — есть ли у г-на Азарова со товарищи моральное право сетовать на чей бы то ни было популизм и прочий обман избирателей, если сами этим масштабно занимались?

Раз уж вспомнили о повышении цен на газ для населения… После подписания Харьковских соглашений нынешняя власть клялась и божилась, что тарифы на газ для населения повышаться не будут.

Президент Янукович 23 апреля 2010-го во время выступления на съезде ПР: «В течение 10 лет Украина получит не менее 40 миллиардов долларов… Главный социальный эффект — не будут повышаться цены на ЖКХ, на газ для населения, для меня особенно важно». Премьер Азаров 25 апреля 2010-го в эфире ICTV: «Мы однозначно об этом сказали уже, что тарифы для населения пересматриваться не будут»… А с 1 августа 2010 г. цены на газ для населения поднялись сразу в полтора раза!

Нужны ли после этого политические провокаторы, чтобы подорвать доверие к власти? Она и сама с этим неплохо справляется.

Второй год власть ведет безуспешные переговоры с Россией о пересмотре газового контракта от 19 января 2009-го. При этом постоянно анонсирует скорый хеппи-энд и существенное снижение цены на поставляемый на Украину российский газ. Мы уже рассуждали на тему построения властями амбициозных планов, не подкрепленных соответствующей «амуницией», склонности к выдаче желаемого за действительное и поспешных докладах об успехах, которые еще только должны быть достигнуты («Новогодних подарков не будет», «2000», №51 (587), 23—29 декабря 2011 г.).

Особо отличился на этом поприще не кто иной, как сам Николай Янович: «нам наконец удалось достичь договоренности с Россией о пересмотре контрактов» (26.09.11), «новая цена на российский газ начнет действовать с 2012 года» (27.09.11), «в ближайшие недели мы найдем компромисс с Россией относительно цены на газ и получим справедливую и приемлемую цену» (11.10.11), «уже остались, скажем, считанные дни до того момента, когда мы сможем достичь компромиссных решений» (19.10.11) и т.д. и т.п. Все эти премьерские оптимистичные заявления на деле оказались пустыми словами.

Может ли в подобных условиях сформироваться доверие к власти, не отвечающей за свои слова?

Соцопросы, проводившиеся по итогам прошлого года, показали, что подавляющая часть населения считает реализуемую нынешними властями внешнюю политику неправильной. Скажем, по данным Центра им. Разумкова, только 8% одобрили действия властей на внешней арене. Конечно, нельзя не заметить, что жители разных регионов Украины по-разному определяют внешнеполитические приоритеты. Одни (на западе) более тяготеют к Европе, другие (на востоке и юге) — к России. Но не секрет, что преимущественно благодаря голосам вторых, т. е. юго-востока, Партия регионов и Виктор Янукович получили власть. И не в последнюю очередь ввиду обещания интеграции с Россией и другими постсоветскими республиками.

К слову, большинство украинцев (а избиратели ПР — так уж точно!) выступают за вхождение в ЕЭП с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Так, по данным Киевского международного института социологии (КМИС), обнародованным в декабре прошлого года, 45% опрошенных высказались за интеграцию в ЕЭП, тогда как 33% — в пользу курса на Евросоюз.

До того как занять премьерское кресло, ярым поборником интеграции в ЕЭП был и Николай Азаров. Но теперь пересмотрел свои взгляды. О метаморфозах позиции Николая Яновича мы ранее подробно писали (см., например, «Азаров-2008 vs Азаров-2011», «2000», №36 (572), 9—15 сентября 2011 г.).

Если в оппозиции говорится одно, а при получении власти делается прямо противоположное, если с точки зрения интересов экономики, развития высоких технологий, увеличения рабочих мест Украине имеет смысл вступать в Таможенный союз (что подтверждается и расчетами украинского Минэкономики, прежде приводившимися на страницах «2000»), но Киев при этом продолжает курс на убыточную для страны ЗСТ с ЕС — то и без политических провокаторов власть утратит доверие граждан.
«Руку отрежу, но за русский не проголосую»

Надо полагать, именно политические провокаторы не дают властям в течение вот уже более двух лет исполнить одно из ключевых предвыборных обещаний — защитить права русского языка и обеспечить родной для многих граждан Украины язык достойным правовым статусом.

О государственном статусе русского языка власть, что называется, давно уже даже не заикается. Ранее мы отмечали, что из предвыборной программы Виктора Януковича, размещенной на президентском сайте, чудесным образом испарился раздел «Два языка — одна страна!», содержавший следующее положение: «Выступаю за предоставление русскому языку статуса второго государственного».

Хотя кто ж не помнит, какие твердые гарантии давались избирателям на указанный счет, как пафосно потрясал Виктор Федорович своей рукой, которая подпишет закон о госстатусе русского языка — доведись ему стать президентом. Так, 2 сентября 2009-го в эфире Одесской областной гостелерадиокомпании Янукович давал отлуп своей сопернице, тогдашнему премьеру Тимошенко, заявившей во Львове, что русский язык не должен быть вторым государственным.

«А я сделаю все, чтобы русский язык был вторым государственным, и вот в этом у нас разница», — парировал Янукович. Тогда же он подчеркнул, что для принятия соответствующего законопроекта требуется 226 голосов, но «нужно, чтобы его президент подписал вот этой рукой». При этом он продемонстрировал свою правую руку с ручкой — голосуйте, мол, за меня, а то рука уже прямо чешется подписать закон, гарантирующий широкие права русскому языку.

Ныне Янукович строго бдит за изучением чиновниками «державної мови», а о русском языке помалкивает. Если в предвыборное время он демонстрировал свою руку, которая подпишет закон о правовом статусе русского языка, то теперь его соратники из Партии регионов показывают свои ручонки. Например, г-н Луцкий в июне 2011-го заявил в интервью журналу «Власть денег»: «Я себе, извините, руку отрежу, но за второй государственный не проголосую».

Или вот недавно г-н Зубанов предложил русскоязычным «не выпендриваться». «Не надо выпендриваться, что мы не понимаем украинский язык и не хотим его понимать. Ничего страшного, если документы будут на украинском языке. Есть государство Украина, и есть государственный язык — нужно его знать», — сказал он в интервью «Дню» 16 февраля. Признав, что во время выборов агитировал за предоставление русскому языку статуса государственного, Зубанов добавил, что теперь пересмотрел свои взгляды.

Более двух лет у «регионалов» никак не дойдут руки до принятия закона, развивающего положения Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.

Незадолго до второго тура голосования, 2 февраля 2010-го, Виктор Янукович обещал: «сразу же после победы на выборах будет принят закон о языках… тем самым будут созданы все необходимые условия для применения в Украине русского языка… русский язык будет свободно использоваться во всех сферах жизни, включая здравоохранение, образование и судопроизводство». 11 февраля 2010 г. тогдашний замглавы Партии регионов, а ныне вице-премьер Борис Колесников обозначал сроки принятия языкового закона как «март — апрель» 2010 г.!

Затем избирателей попросили подождать до конца парламентской сессии, т. е. до июля 2010-го. А на официальном сайте ПР регулярно появлялись сообщения, цитирующие посулы главного «русского соотечественника» Украины г-на Колесниченко. Заголовки: «Вадим Колесниченко: Закон о региональных языках будет принят в ближайшее время» (08.06.2010), «Вадим Колесниченко: В ближайшее время в Верховную Раду будет внесен базовый закон о региональных языках» (17.06.2010), «Вадим Колесниченко: Базовый закон о региональных языках будет принят в первом чтении до конца этой сессии» (17.06.2010)… Потом отложили на осень 2010-го.

А осенью были выборы в местные советы. И закон опять отставили в сторону — на «после выборов». Как пояснял тогда г-н Колесниченко, сдвиг в сроках принятия закона о языках на поствыборный период — это такой хитрый стратегический ход «регионалов», которым они обезоруживали оппозицию. Колесниченко потрясал неким планом, перехваченным-де у неприятеля разведкой «регионалов», в соответствии с которым «закон о языках должен был использоваться как мобилизационный ресурс для сил оппозиции во время избирательной кампании». Но, твердо гарантировал он 18 октября 2010-го, «мы планируем этот законопроект, несмотря на то что этот законопроект еще не рассмотрел профильный комитет, в ноябре (2010 года! — С.Л.) вносить. Мы его будем рассматривать в первом чтении после выборов».

Но когда выборы завершились, дело в свои руки взял спикер ВР Литвин и стал «футболить» языковой законопроект по разного рода инстанциям — ПАСЕ, ОБСЕ и т.д. — при молчаливом согласии «регионалов» (хотя есть подозрения, что Литвин действовал по просьбе властей, желавших чужими руками избавить себя от необходимости исполнять предвыборные обязательства).

С точки зрения защиты языковых прав избирателей более двух лет «регионалами» бездарно потеряны…

Так что политических провокаторов властям стоит искать в своих собственных рядах, а политические провокации, подрывающие доверие к ней (власти), — в своих собственных действиях (бездействии) и заявлениях.