https://www.funkybird.ru/policymaker

Коррупция в путинской России не хочет отступать

Говоря о том, что какой-то механизм в России работает плохо, будь то госзакупки, получение разрешительной документации или правоохранительная сфера, не следует забывать: сами эти отрасли могут быть устроены очень даже хорошо, но коррупция способна свести на нет любые организационные достижения.

С ней в России сегодня активно борются, но она ведет себя как зловредная бактерия — адаптируется, становится нечувствительной к антикоррупционным «антибиотикам» и только глубже проникает в глубины российского организма. На сегодняшний день уже очевидно, что ни Генпрокуратура, ни устрашающие заявления первых лиц государства победить этот вирус не в состоянии. Не пора ли обновить механизмы борьбы с этой заразой, качественно изменив подход к антикоррупционным мерам? В качестве одного из решений, в России мог бы появиться орган общественного контроля за коррупцией.

Ежегодно международная организация Transparency International составляет рейтинг уровня коррупционности среди государств мира. По итогам 2011 года Россия в этом списке занимает 143-е место из 182-х возможных, причем ближайшими ее соседями по проблеме являются такие страны, как Уганда, Нигерия, Мавритания, Коморские острова, Того и Восточный Тимор. Иными словами — компания крайне незавидная и в плане других экономических показателей более чем не подходящая.

При этом в сфере российской коррупции наблюдается примечательная тенденция. Заключается она в том, что размеры российских взяток, несмотря на все принимаемые меры, со временем не только не уменьшаются, но и стремительно возрастают. Так, в 2008 году средний размер взятки в России составлял лишь 9 тыс. рублей, в 2009 году он вырос до 23 тыс. рублей, а в 2010 достиг значения 61 тыс. рублей (по данным правоохранительных органов). Этот неумолимый рост — не что иное, как ответ на принимаемые против коррупционеров меры: попадая в более сложные условия, мздоимцы начинают брать больше, чтобы покрыть свои риски.

Коррупцию в России сегодня принято разделять на две большие ветви — бытовую и государственную. К первому виду относятся мелкие взятки, которые население вынуждено давать инспекторам ГИБДД, врачам, работникам жилищно-эксплуатационных организаций и т.д. К государственной коррупции относятся более крупные взятки, имеющие место при госзакупках, в судах и правоохранительной системе. Государственное мздоимство распространено в России гораздо меньше, чем бытовое, но оно по праву признается более опасным, так как суммы там больше, и принципы нарушаются куда более серьезные. Объединяет эти два подвида одно: в какой бы отрасли не появился коррупционер, рано или поздно его действия приводят к параличу всей системы.

Особенно плачевно коррупция влияет на российский бизнес. Как известно, инвестиционный климат государства состоит из двух основных показателей: насколько прибыльно заниматься предпринимательством в данной стране и насколько безопасно. Российская коррупция, на бытовом уровне парализовавшая правоохранительные органы, а на государственном — систему госзаказа, выдачу разрешительных документов и земельных отношений, делает бизнес в России и невыгодным, и небезопасным. Отсюда — целый комплекс последствий: отток капиталов из страны, закрытость рынков от малого и среднего бизнеса, нежелание населения заниматься предпринимательством и т.д.

Если поставить себе цель перечислить все губительные проявления российской коррупции, можно, пожалуй, написать целую книгу, и все равно будет мало. Гораздо более важной задачей в этой ситуации представляется поиск решений.
В конце декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который провозгласил борьбу с мздоимством первоочередной задачей государства. Ответственность за антикоррупционную работу была возложена на такой серьезный и грозный орган, как Генеральная Прокуратура РФ. Казалось бы, уж кто-кто, а прокуроры коррупционерам спуску не дадут. Но некоторое время спустя случилось нечто, что дало понять: вирус поразил самих «врачей». Так, в феврале 2011 года было обнаружено, что работники прокуратуры Московской области содействовали организации игорных точек в подмосковных городах. И, хотя Генпрокуратура продолжает настаивать, что изъятые игровые автоматы на самом деле были лотерейными, а действия подмосковных прокуроров надо рассматривать не как коррупционное поведение, а всего лишь как превышение полномочий, факт на лицо: структура не выдержала соблазна «помочь» предпринимателю за вознаграждение и потому не может продолжать работу по борьбе с коррупцией.

Какая структура могла бы заменить прокуратуру в этом деле? Некоторые эксперты полагают, что в изменившихся условиях уже не обойтись без создания отдельного и принципиально нового органа — Федеральной службы по противодействию коррупции. В других странах — как в Европе, так и в Азии — подобные службы успешно работают уже не первый год. В круг их обязанностей входит проведение расследований по коррупционным делам, ходатайства о прекращении полномочий попавшихся на взятках должностных лиц и т.д. Ничем кроме коррупции такие органы не занимаются, и это во всех отношениях хорошо: меньше возможностей — меньше искушений. Успешным примером такой модели является Бюро по расследованию случаев коррупции Сингапура. Методы этой структуры отличаются жесткостью, а полномочия — беспрецедентной широтой: сингапурское Бюро может без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупции, имеет право проверять их личные банковские счета, а также выяснять имущественное положение родственников и доверенных лиц. Именно наличие таких возможностей у контролирующего органа позволяет эффективно бороться с этим злом и обеспечивает Сингапуру стабильное вхождение в тройку стран — общепризнанных мировых лидеров по борьбе с коррупцией.

Но вернемся в Россию. Вместе с Федеральной службой по противодействию коррупции мог бы заработать и общественный контроль — например, в форме комитета, члены которого избирались бы по территориальному и отраслевому признаку. Если бы такой орган появился, туда могли бы вступить предприниматели, строители, водители, пациенты больниц и поликлиник — то есть все, кто когда-либо пострадал или может пострадать от действий коррупционеров. Их личный горький опыт и нежелание жить, платя поборы на каждом шагу, были бы хорошим стимулом для эффективных проверок.
Общественные деятели меж тем предлагают еще много самых разнообразных планов по борьбе с российской коррупцией. Спектр этих предложений необычайно широк: кто-то предлагает увеличить чиновникам зарплаты, кто-то требует введения смертной казни. Что же действительно поможет победить эту многоголовую гидру? Давайте обсуждать!