https://www.funkybird.ru/policymaker

Французская пресса: последний мандат Путина

7 мая Владимир Путин обоснуется в Кремле, который он, на самом деле, никогда не покидал, — пишет «Монд» в статье «Последний мандат Путина». Он примет президентскую мантию из рук Дмитрия Медведва, который станет премьер-министром.

Таким образом будет реализована на практике метафора песочных часов. Во время крупных манифестаций декабря прошлого года против фальсификаций на парламентских выборах демонстранты несли плакат, на котором положение в России резюмировалось так: песочные часы, в нижней колбе которых — Путин, в верхней Медведев. Подпись гласила «Перевернуть через 6 лет». 6 лет — это длительность президентского мандата в России.

Сопровождавшаяся многочисленными нарушениями победа «национального лидера» в первом туре президентских выборов может нанести еще больший ущерб репутации Путина в глазах городского среднего класса (это около 30% населения), который в последние месяцы устраивал массовые демонстрации, показывая, что по горло сыт «управляемой демократией».

Появившийся в результате экономического подъема в годы правления Путина, «креативный класс», как называют его в Москве, был воспитан на поездках за границу, на чатах в интернете и на дискуссиях в кафе.
Уставшая от модели неэффективного и коррумпированного управления, навязанной правящей военно-политической элитой, городская молодежь жаждет изменений. Покончено с «гомо советикус», молодежь требует теперь политической открытости, независимой юридической власти, протестует против лжи.

У Владимира Путина есть выбор. Он может пойти на уступки или ужесточить тон, что он делал на протяжении всей избирательной кампании, то сравнивая своих противников с обезьянами, то называя их предателями родины, которым платит Запад. Пока он делает ставку на то, что оппозиция выдохнется.

«Креативный класс» окончательно от него отвернулся, но бывшего подполковника КГБ все еще поддерживает большинство россиян. Официально за него проголосовали 63% избирателей, по данным неправительственной Лиги избирателей — 53%.

Хотя электорат, поддерживающий Владимира Путина и многочисленный, он гораздо менее мотивирован, чем оппозиция. Миллионы граждан России, прежде всего, это государственные служащие, пенсионеры и рабочие крупных государственных предприятий, — продолжает газета, ссылаясь на российских политологов, — считают, что власти сохранят стабильность и повысят их уровень жизни.

Эти ожидания должны быть удовлетворены. Во время кампании Путин обещал повысить зарплаты полицейским, военным, учителям, врачам, а также выделить гигантскую сумму — 600 миллиардов евро — военно-промышленному комплексу, что грозит нанести серьезный ущерб государственному бюджету. Реформа пенсионной системы, а также повышение цен на газ, электричество и коммунальные услуги были перенесены на лето нынешнего года.

Социологи считают, что увеличения зарплат не будут иметь такого же эффекта, как раньше, так как они могут быть быстро съедены инфляцией, а повышение тарифов приведет только к недовольству, что может проявиться уже этой осенью.

Согласно недавним социологическим опросам, на периферии россияне хотя и голосовали за Путина, но так же недовольны системой, как и люди в крупных городах. От Калининграда до Владивостока слышны одни и те же жалобы: справедливости нет, власти нас презирают. Как сторонники, так и противники Путина согласны с тем, что жизнь в России не сахар, — пишет «Монд», ссылаясь на статьи в российской печати. — И дело не только в коррупции, стагнации и уровне жизни. Не принимаются в расчет основные потребности населения, нет ничего такого, что побуждало бы человека к самореализации, нет возможности принимать участие в выработке важных политических решений.

Вопрос о том, чтобы дать население доступ к принятию важных решений не стоит и сегодня. С 2004 года губернаторы не избираются, парламент уже долгое время действует просто как регистрационная палата, а партии создаются и распускаются в Кремле. И, тем не менее, после протестных манифестаций преобладает чувство, что положение начинает меняться.

Под давлением улицы президент Медведев начал реформы. Вскоре станет проще создавать партии, губернаторов вновь начнут избирать. И хотя Владимир Путин говорит о «фильтре» для кандидатов, отобранных сначала им самим и ФСБ, требования перемен достигли такого размаха, что если он не проведет настоящей политической либерализации, то рискует утратить поддержку своего клана, этой новой олигархии.

Вторая волна требований придет из регионов, — считает газета. — Молодые люди, которые были наблюдателями на выборах 4 марта, теперь хотят направить свой энтузиазм на выборы в регионах. Появятся новые лица, новые люди, которые могут поколебать архаичную систему «верность в обмен на теплое место», установленную за последние 12 лет. Парадокс этих выборов в том, что Владимир Путин переизбран, но его система власти агонизирует, — пишет «Монд».