https://www.funkybird.ru/policymaker

Хомс — бывший оплот сирийской оппозиции

Новые сообщения о гибели людей в Сирии, где уже год не прекращаются антиправительственные выступления. 31 человек погиб 9 марта в результате обстрелов из танков и минометов, большинство — в Хомсе. Это оплот оппозиции и настоящее поле битвы между регулярной армией и противниками президента Асада. Город лежит в руинах, но их не покидают жители, которым просто некуда идти. Каково это — жить на войне, увидел корреспондент Первого канала, которому единственному из российских журналистов удалось в эти дни добраться до Хомса.

Чужие здесь не ездят. Первое, что бросается в глаза при въезде в Хомс, абсолютно пустые дороги и улицы. На каждом перекрестке — армейские блок-посты, в городе еще неспокойно. Крохотное отверстие в стене — позиция снайпера. Оттуда вся улица и перекресток были как на ладони, а понять, откуда действовал стрелок, было невозможно. Здание своего штаба боевики обороняли особенно тщательно. Бои в этой части города были самыми долгими и тяжелыми. Вся округа выглядит как после землетрясения или цунами.

Самый страшный и ставший уже притчей во языцех район города Хомса — Баба-Амр. Сегодня он производит не лучшее впечатление. Жуткое зрелище: здесь разрушены не просто отдельные дома, а целые кварталы и улицы. Военные утверждают, что сейчас Баба-Амр зачищен от бандитов, здесь относительно спокойно. Местные жители, кто вернулся, сейчас разгребают завалы в надежде спасти то, что уцелело.

Кондитерская Абделя Дела до боев она считалась лучшей в районе. Сегодня это место не узнают даже постоянные покупатели. Вокруг одни руины. «Когда вернутся люди, все будет нормально, пока же всем здесь не до сладостей», — говорит Абдель-Хамид Дел.

Возвращаться многим просто некуда. Семья Салех через завалы и мусор — пытается пробраться в свой дом. Они не узнают собственную квартиру: здесь выгорело абсолютно все. А от брошенной бандитами гранаты частично обрушились потолок и стена. «Наши дети — мальчик и девочка — уцелели случайно, в последний момент убежали из дома. Бандиты сожгли его просто потому, что здесь висела фотография президента Асада», — рассказывает семейная пара.
Асада здесь поддерживали не все, но не все готовы бороться с властями таким способом. Двух братьев Амина Алькура бандиты убили именно за это — они не примкнули к вооруженным группам. А отца, полковника сирийской армии, который отказался воевать против государства, боевики забрали силой.
Автомат Калашникова здесь используют обе стороны, но остальное вооружение боевиков вызывает у военных неподдельный интерес. Ответ на вопрос, кто и чем воюет против сирийской армии, лежит на поверхности. Это или турецкие или израильские гильзы, говорят они.

Точно так же, уверяют военные, им незачем было стрелять из противотанковых гранатометов по домам мирных жителей. В этой квартире реактивный снаряд пробил стенку спальни, и, не разорвавшись, так и застрял под потолком в коридоре. На месте их нового дома сегодня развалины.

Солдаты ждут возможного нападения в любой момент. Покидая город, боевики оставили немало сведений о себе на информационной стене около штаба. Судя по «боевому листку», отступили или сдались не все. Многие, считают военные, лишь затаились на время. Если верить надписям, вооруженных боевиков в Хомсе было несколько тысяч. И большинство из них рассчитывают вернуться и продолжить борьбу. В ближайшее время.