https://www.funkybird.ru/policymaker

Пентагон: для вывода войск нам нужен Пакистан

Северной сети поставок, проходящей по территории Центральной Азии, будет недостаточно для вывода американского военного оборудования и техники из Афганистана, заявляет военное командование США, считая необходимым открытие пакистанских коридоров для организации военного транзита.

«Для вывода войск из Афганистана нам потребуются наземные пути сообщения по территории Пакистана», — заявил глава Центрального командования США генерал Джеймс Маттис (James Mattis), выступая перед сенатским комитетом по вооруженным силам. Его слова подтвердили заявление, сделанное на прошлой неделе в выступлении перед тем же комитетом его коллегой, главой Транспортного командования США генералом Уильямом Фрейзером (William Fraser). «С тем количеством техники, которую нам требуется вывезти…, нам нужно открыть наземные пути сообщения в Пакистане, — отметил он. — В связи с большим объемом груза, о котором идет речь, нам нужно проделать все точно в срок».

Хотя США недавно и заключили соглашения со всеми центральноазиатскими государствами об «обратном транзите», а именно о вывозе оборудования из Афганистана в процессе вывода натовских и американских войск в 2014 году, заявления генералов подчеркивают, что этого будет недостаточно. На следующей неделе генерал Маттис направляется в Пакистан для проведения переговоров об открытии коридоров, заблокированных с декабря прошлого года, когда в результате удара США погибло более двух десятков пакистанских солдат.

В письменном тексте своего выступления (pdf) генерал Маттис коснулся также и вопроса военного сотрудничества США с Центральной Азией. Несмотря на недостаточность ССП, Маттис откровенно признал, что данный маршрут является важнейшим компонентом военных взаимоотношений между США и Центральной Азией:

«Центральноазиатские государства играют ключевую роль в нашей афганской кампании, поскольку Северная сеть поставок (ССП) представляет собой важнейшую составляющую работы Международных сил содействия безопасности по организации снабжения и вывода войск. В последние два года расширение маршрутов ССП для транспортировки грузов в Афганистан и обратно представляло собой важнейшую область сотрудничества с нашими центральноазиатскими партнерами. Центральная Азия сталкивается с общей угрозой, исходящей из пограничных районов Афганистана, и военное содействие Центрального командования ориентируется главным образом на укрепление их потенциала по борьбе с вооруженными экстремистами. Мы обязаны не допустить использования вооруженными экстремистскими группировками Центральной Азии в качестве плацдарма для осуществления террористических операций и должны крепить взаимоотношения, основанные на общем понимании угроз в сфере терроризма, преступности и наркоторговли. Военное содействие направлено на укрепление антитеррористического потенциала.

Наши отношения с Казахстаном становятся все более зрелыми. Недавно мы подписали новые соглашения об оборонном сотрудничестве сроком на пять лет, и Казахстан продолжает принимать участие в работе миссии в Афганистане. В 2012 году Казахстан намерен увеличить количество государств, участвующих в организуемых Казахстаном и США миротворческих учениях «Степной орел».

Ключевым партнером США в проводимых операциях в Афганистане и регионе был и остается Кыргызстан. Мирная передача власти президенту Атамбаеву продемонстрировала работу Кыргызской Республики по упрочению демократических реформ. Наше военное взаимодействие продолжает совершенствоваться, особенно в сфере региональной безопасности и оборонного сотрудничества. Кроме того, КР намерена в ближайшие два года разместить подготовленную США миротворческую миссию.

Для Таджикистана создание и укрепление потенциала по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и охране границ для защиты наших общих интересов от угрозы, которую представляют собой вооруженные экстремистские группировки, является важнейшей задачей в деле укрепления региональной стабильности. Помимо проводимой нами антитеррористической деятельности мы работаем с Таджикистаном над совершенствованием методов реагирования на случай стихийного бедствия. В 2012 году Таджикистан должен направить в миротворческую миссию ООН свой подготовленный США миротворческий батальон. Мы продолжаем изучать с этим важным для нас партнером возможности оптимизации транзита грузов в поддержку операций Международных сил содействия безопасности.

Наше сотрудничество в сфере безопасности с Туркменистаном продолжает развиваться по направлениям, обозначенным нашими общими целями в деле борьбы с вооруженными экстремистами и укрепления границ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Взаимоотношения с Узбекистаном продолжают целенаправленно и сбалансировано развиваться, диктуемые соображениями региональной безопасности, расширения Северной сети поставок и взаимной выгоды. Сотрудничество в сфере безопасности обеспечивает США дополнительные возможности по расширению взаимодействия в гуманитарной и демократической сфере. Недавно нами были подписаны новые соглашения, обеспечивающие новые важные возможности в плане нашей деятельности в Афганистане. Мы рассчитываем, что наше сотрудничество будет методично, шаг за шагом, развиваться на благо борьбы с общими угрозами в сфере безопасности».

Больше всего в этом тексте обращают на себя слова о размещении миротворческих контингентов. Если Таджикистан действительно разместит свой миротворческий батальон в 2012 году, я буду просто поражен. Формулировки в отношении Кыргызстана (без указания численности контингента, обозначение временных рамок «в течение следующих двух лет», а не десяти месяцев, к примеру) представляется менее внятными, но тем не менее: если Казахстан, располагающий гораздо большими возможностями в военном отношении, нежели Кыргызстан и Таджикистан, так и не смог привести свой миротворческий батальон в соответствующее состояние, каковы шансы на успех у этих государств?