https://www.funkybird.ru/policymaker

Власть в России не поддается феминизации

Женщин в российской политике по-прежнему катастрофически не хватает. При этом мировая тенденция очевидна: представительство женщин во власти неуклонно растет

7-го марта на проблему обратил внимание Дмитрий Медведев. На встрече с российскими женщинами президент констатировал: «В этом смысле мы государство довольно отсталое. В отличие от большинства европейских и не только европейских стран у нас мало женщин на государственных должностях». Все дело в мужчинах, которые, по мысли Медведева, боятся конкуренции со стороны женщин. На встречу в подмосковную резиденцию главы государства были приглашены директор музея имени Пушкина Ирина Антонова, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, актриса Марина Неелова, преподаватель, зоотехник — всего 15 участниц.

В феврале этого года скромное женское представительство в структурах российской власти констатировал и премьер Владимир Путин. «Если мы посмотрим на наших соседей, скажем, в Финляндии, там, когда правительство садится за стол переговоров или на совещание, там как минимум половина женщин. У них предусмотрено это законом. У нас, в России, дефицит, это правда», — признал Путин, пообещав подумать над этим.

По данным международной организации Inter-Parliamentary Union, Россия занимает лишь 84-е место по числу женщин в политике, уступая в этом отношении не только благополучным в плане гендерного равенства Норвегии, Швеции и Дании (от 29 до 40%), но даже Гондурасу, Габону и Зимбабве. Обходят Россию и некоторые бывшие союзные республики: к примеру, в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане женщин во власти больше примерно в два раза.

Среди депутатов Госдумы женщин — всего 14% . По сравнению с Думой прошлого созыва некоторый прогресс заметен (тогда было 13,3%), но, констатируют эксперты, в целом по миру столь малое женское представительство в парламентах было еще 10 лет назад. Сейчас больше всего женщин в парламенте — в африканском государстве Руанда (56%). Всего похвастаться минимум 30-процентным женским корпусом депутатов могут 32 страны, в их числе Белоруссия.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева в беседе с BFM.ru отметила: сами женщины не слишком стремятся в политику. «Это происходит из-за отсутствия демократической процедуры и реальной конкуренции. В конкурентных условиях — когда существует честный подсчет голосов, когда есть доступ к СМИ, когда не все решают власть и деньги, женщина вполне способна победить. Но когда в продвижении превалируют кулуарные, номенклатурные назначения на основе денег — тогда женщинам ставят барьеры, — говорит Дмитриева. — Когда существовали выборы по одномандатным округам и параллельно были партийные списки, доля женщин, выигравших по одномандатным округам, была больше, чем доля женщин, прошедших по партийным спискам. Там, где женщина выигрывала на основе конкурентной борьбы, пусть и не всегда равной, представительниц слабого пола было больше, чем там, где шло назначение по каким-то иным критериям», — рассказала Оксана Дмитриева.

В России распространено мнение: мужчинам двигаться по карьерной лестнице проще, чем женщинам. Но эта ситуация стремительно меняется, констатируют авторы составленного экспертами PwC и Ассоциации менеджеров и опубликованного в преддверие 8 марта исследования. Женщины все чаще занимают руководящие должности. В прошлом году 13% гендиректоров и 60% финансовых директоров в российских компаниях были женщинами.

Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в крупных городах, рассказала BFM.ru заместитель гендиректора HR-компании «Велес Персонал» Марина Миронова: «Дискриминационные моменты все больше сглаживаются, но пока это наиболее заметно в центральном регионе, в особенности, в Москве. В некоторых случаях уже неприлично вывешивать объявления о поиске кандидатов с указанием пола или в качестве аргумента выдвигать именно половую принадлежность. Тенденции — очень положительные».

В настоящее время все чаще при принятии решения, кого взять на работу, мужчину или женщину, акцент делается на профессиональный опыт и на знания, нежели на пол, констатирует Миронова. По ее словам, основные препятствия на пути движения женщины вверх по карьерной лестнице обычно связаны с личными установками тех или иных руководителей. «Эти установки формируются чаще всего на основе жизненного опыта или каких-то предпочтений. Но практика показывает, что если оглянуться вокруг, женщины-руководители не уступают руководителям-мужчинам ни по качеству принятия решений, ни по способности сдерживать эмоциональные проявления. Это скорее личностные моменты, а не гендерные», — считает эксперт.

Любопытно, как сами женщины оценивают свою роль в российском бизнесе. Чтобы выяснить это, агентство «Контакт» провело традиционное ежегодное исследование «Женщина-руководитель: карьера и частная жизнь». В нем приняли участие женщины среднего и высшего менеджмента, работающие в крупных и средних российских и международных компаниях следующих отраслей: производство, связь/телекоммуникации, банковский инвестиционный сектор, строительство, консалтинг, реклама и медиа и т.д.

59,3% респондентов наблюдают рост процента женщин-топ-менеджеров в России, и более 60% из всех опрошенных, указавших на перемены в соотношении мужчин и женщин топ-менеджеров, прогнозируют продолжение этой тенденции в 2012 году. По мнению участниц опроса, как в России, так и на Западе существуют традиционно женские отрасли, в которых процент женщин-руководителей намного больше, чем в других отраслях: спорт, индустрия моды и красоты, туризм, гостиничный бизнес, реклама и медиа, фармацевтика.

Женщины-руководители меняют место работы реже, чем линейный персонал и менеджеры среднего звена. Связано это с тем, что одна из сильнейших мотиваций для руководства компаний — достижение результата и, как следствие, признание заслуг. За короткий период достижение результата маловероятно.