https://www.funkybird.ru/policymaker

Большая Игры: история стран Центральной Азии после холодной войны

США проявляют все большую активность в этих бывших советских республиках, хотя влияние России до сих пор является основной движущей силой.

Эта статья является одной из серии 12 статей которые рассматривают мировой порядок вещей сформированный США и Россией, после декабря 1991 года, когда пал Советский Союз.

16 декабря 2011 года, Казахстан отмечает 20-летие своей независимости от Советского Союза. Он был последней страной, политически отделившейся от России в 1991 году, а также последним гвоздем в гробу семидесятилетнего советского эксперимента. Тот год стал свидетелем волны отделений стран от СССР подобно тому, как от лука отделяется шелуха и пока только Россия осталась в центре.

Центральная Азия — часть мира, которая долгое время была предметом спекуляций, романтических фантазий, приключений и дезинформация, вдруг оказалась в глобальном центре внимания. Казахстан обладает крупнейшим в мире ядерным полигоном в Семипалатинске, он является владельцем бывшей военной биолаборатории на острове Возрождение в высохшем Аральском море и имеет огромные запасы нефти и природного газа в Каспийском море. Туркменистан, также обладает одними из крупнейших в мире запасами природного газа.

Но, несмотря на небольшую «золотую лихорадку» по захвату энергетических ресурсов региона, Центральная Азия, по большей части является слаборазвитым регионом. Узбекистан борется с Исламским движением Узбекистана, террористической группировкой которая продолжает работать в районах Афганистана. Таджикистан пережил жестокую гражданскую войну, которая, во многом определяет восприятие Запада о нем. После короткого приступа насилия на этнической почве в Кыргызстане и Казахстане, обе страны обосновались в своего рода удобной «анонимности». Имел место краткосрочный интерес к транспортировке природного газа Туркменистана по трубопроводу, пересекающему Афганистан и Пакистан, но война талибов в Афганистане предотвратила воплощение этих планов в жизнь.

К концу 1990-х годов интерес к региону возрос: «Chevron» подписал крупное соглашение о разработке одного из месторождений казахстанского Каспия и началось строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, первого не-российского экспортного маршрута региона. США углубили свои военные связи с правительствами Республики Казахстан, Кыргызстана и Узбекистана, посредством отправки небольшого количества американских военных тренеров и обучив небольшое число местных военных в американской академии. Казалось, что Россия не только «уменьшились», но и потерпела сокрушительное поражение, а Америка – «выросла».

Теракты 11 сентября и последующее вторжения в Афганистан, как сначала казалось, укрепили рост влияния Америки в Центральной Азии. Министр обороны Дональд Рамсфельд вел переговоры по использованию военных баз в Узбекистане и Киргизии, даже в то время как Госдепартамент становился все более и более недовольным по поводу нарушений прав человека в этих странах. К тому времени, когда США вторглись в Ирак в 2003 году, американская политика в области казалась установленной на автопилоте, доминирующей и победоносной.

Потом, что-то изменилось. В марте 2005 года, «тюльпановая революция» в Кыргызстане сместила Аскара Акаева, правившего страной с 1990 года, бросая США в панику по тому вопросу, что они могут потерять доступ к авиабазе в Манасе. В том же году, в мае, узбекские силы безопасности уничтожили сотни протестующих в городе Андижан, а в последующие протесты США потеряли доступ к узбекской авиабазе, на которую они опирались в поставках для войск в Афганистане. Американцам позже удалось получить расширенный доступ к Манасу, однако, более высокой ценой.

Середина 2000-х стала свидетелем того как Россия вышла из спячки. Под президентством Владимира Путина, а затем Дмитрия Медведева, Россия постепенно возродила свою кампанию по влиянию в регионе, получению уступок со стороны среднеазиатских правителей, а иногда и, бросая вызовы США в регионе. С 2011 года Россия и США могли бы лучше всего назваться соперниками (?frenemies) в Центральной Азии, в совокупности с Россией, раздражающейся по поводу продолжающегося американского присутствия в регионе, даже при условии опасений со стороны её должностных лиц, относительно последствий вывода американских войск из Афганистана.

США, похоже, суждено сократить свое влияние в регионе, как раз когда Средняя Азия «флиртует» с экономической жизнеспособностью. Экономика Республики Казахстан процветает, Кыргызстан вступил в ВТО задолго до России, а газопровод из Туркменистана в Китай принес столь необходимые денежные средства. И Турция, и Китай тратят все больше денег и энергии, чтобы получить социальную, экономическую и политическую опору в регионе, а Россия ищет новые способы расширить свой «зонтик безопасности» на юге. США пытаются закрепить свои позиции в Новом Шелковом пути (концепция региональной торговли), о чем госсекретарь Хиллари Клинтон упоминает в своих речах, но успех этого проекта, похоже, далеко не бесспорен.

Однако, политически Центральная Азия остается мучительно близка к тому, что было в 1991 году, за исключением Кыргызстана (который все еще борется за стабильное политическое руководство). Тиран Туркменистана, возможно, умер в 2007 году, но его замена продолжает править во многом таким же образом. Узбекистан, Казахстан и Таджикистан в настоящее время вступают во второе десятилетие нового века с таким же автократичным руководством. Во многих отношениях область существует в состоянии «временной остановки», с пугающим отсутствием политического или социального прогресса по многим направлениям.

Рассматривая Центральную Азию в контексте борьбы за влияние в регионе, упускается суть: Америка вероятно, никогда не сможет победить. Вместо этого нужно развивать возникающее сотрудничество: Россия и Америка должны совместно работать в направлении поддержки и развития региона. Немыслимо всего 20 лет назад, но эта новая расстановка интересов имеет потенциал, чтобы принести намного больше преобразований, чем принесло падение коммунизма.