https://www.funkybird.ru/policymaker

10 марта: пролетая над гнездовьем глухарей

А теперь поясню, почему сторонники Путина все-таки имеют, пусть и не полнейшее, но, тем не менее, определенное основание с ликующим злорадством заявлять о том, что либерасты с треском и иными неприличными звуками обкакались.

Я до президентских выборов, если и высказывал что-то критическое в адрес якобы руководителей якобы оппозиции, то старался делать это предельно мягко, не считая себя морально вправе выступать на стороне профессиональных демотиваторов типа Радзиховского. Но нынче, дико извиняюсь, время вежливости прошло. Излагаю без особого стеснения.

Пятого марта я очередной раз, пишу так потому, что не пропустил еще практически ни одного митинга, пошел выразить свое отношение к происходящему, вернее уже произошедшему, на Пушкинскую площадь. Там послушал часок, жалобы Рыжкова, Немцова и каких-то писателей на «нечестные выборы». Посмотрел на попытки зажечь площадь и заставить ее скандировать чрезвычайно свежие и оригинальные лозунги типа «Чурова в отставку» и «Путин уходи». Полюбовался на Явлинского, сделавшего открытие, что теперь следует признать — Путин, пусть нечестно, но победил и немедленно требуется заняться составлением новых программ в рамках, естественно, его, Григория Алексеевича, партии…

И еще этот постоянный, назойливый, с какого-то переляку кажущийся организаторам митингов беспроигрышным, героически-сентиментальный рефрен про «политзаключенных». Видимо, в надежде, что у приличного человека не хватит моральных сил возразить, как же, речь ведь идет о судьбе конкретных несчастных! Так вот, у меня этих самых сил уже наоборот не осталось слушать подобный бред и я, наконец, скажу несколько слов, чтобы более к нему, бреду подобному, не возвращаться.

В нашей стране всего несколько реальных политзаключенных. И дело здесь не в формальностях и не в юридических фокусах, мол, у нас нет по сути работающих политических статей и не в прочих хитрозадостях. Дело в сути.

У нас и при Сталине, когда даже вполне себе политические статьи очень даже работали, и то истинных политзаключенных, за редчайшими исключениями, практически не было. Так как даже по 58-й сидели в подавляющем большинстве отнюдь не враги коммунистической идеологии и советской власти или даже хотя бы лично Сталина, а как раз искреннейшие сторонники, особенно это касается идеологии.

И сейчас по-настоящему «за политику» сидят мужики, связанные с ЮКОСом, Мохнаткин, да, возможно, несколько лимоновцев. А остальные, мы даже толком не представляем сколько, может десятки, а может, и сотни тысяч, это несправедливо осужденные. Да, осужденных несправедливо потому, что так работают силовые и судебная системы, созданные и настроенные таким образом именно нынешней системой уже политической. Но точно так же можно назвать «политическими» больных, ставшей жертвами нашей системы здравоохранения, обманутых «дольщиков», жертв системы бюрократической и коррупционной, да вообще кого угодно из невинно пострадавших по причине отечественной государственной неустроенности.

Всё это прекрасно и очень жалостливо, но мы за всё это вместе пятого марта вышли на Пушкинскую площадь? Или с какой-то определенной конкретной целью, которая предполагает, конечно, и решение названных проблем, и еще многих, но в том случае если?.. Если что? Но вместо ответа опять бесконечное повторение «политзаключенные», «Чуров», «честные выборы», «Путин-бяка»… Да, совсем забыл, еще обязательно про коррупцию и воровство из бюджета, как же, у нас ведь по ним отдельный крупный специалист. Но об этой чуши я уж, простите, совсем умолчу, иначе этот текст неизбежно превратится в роман. Так что ограничимся предъявленным набором.

Впрочем, я уже один раз все это подробнейше описал. Правда, описал в декабре, сразу после прошлых, тех еще, думских выборов, когда мне стала предельно понятна обреченность всех этих бредовых лозунгов под общей шапкой «За честные выборы». Еще перед митингом на Сахарова, когда было уже ясно, чем всё это закончится и что в подробностях начнет происходить на следующий день после выборов президентских. И вот снова эта тоскливая песня про «честные выборы». Начинает сильно смахивать на шизофрению.

«И меня, в этой нерадостной констатации, даже не слишком интересует, были ли подтасовки и вбросы голосов, меня не интересует, свозили ли и платили ли тем, кто праздновал потом на Манежной», — написал один из наиболее уважаемых мною и вменяемых, так называемых «деятелей культуры» Павел Чухрай. Он интеллигентный человек, изложил мягко «не очень интересует». Я попроще и потому скажу столь же просто. Мне на это дело плевать с высокой колокольни. Но точно так же, как плевать уже и на тех, кого как раз «слишком интересуют» все эти цифры подсчета бюллетеней, математические графики, статистические таблицы и прочая полная белиберда.

В подобного рода системах и ситуациях совершенно не имеет значения, победил ли человек на честных выборах и даже вообще в принципе может ли он победить в честных выборах. Для узурпатора принципиально лишь то, может ли он узурпировать власть, любым способом, прямым ли вооруженным переворотом, или иными какими более хитрыми методами, в том числе и не очень честными выборами, а потом эту власть удержать. Путин доказал, что у него сил и возможностей для этого более чем достаточно. Он власть узурпировал и удерживает. При чем тут честность способов, которыми он этого добивается?

Если вы встречаете в темной подворотне грабителя, который хочет отнять у вас кошелек, то на самом деле результат этой встречи не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Повлиять может множество факторов, например, сколь быстро вы бегаете, не имеется ли у вас в кармане пистолета против его ножа или не остановится ли вдруг рядом полицейская машина. Много чего еще может иметь значение. Единственное, что абсолютно никакого не имеет, это законны, справедливы и честны ли действия грабителя. Если он физически сильнее вас и никаких иных вариантов такого же силового воздействия вы не можете этому противопоставить, то кошелек он у вас отберет. И вернуть вы его себе уже никаким образом окажетесь не в состоянии. Потому как дальше, если вам повезет и грабитель добродушный или у него просто хорошее настроение, вы можете бежать за ним, прыгать вокруг него, размахивая руками и возмущенно доказывая, что грабить людей не честно и не законно, а он спокойно пойдет своей дорогой, мягко улыбаясь с вашим бумажником в кармане. А нет, не будет такой удачи и нарветесь на обычного хмурого и озлобленного, так еще и по морде получите, если не перо в бок.

И, при всём вышеизложенном, следующий митинг так называемая оппозиция собирается провести 10 марта на Новом Арбате. Вот что пишет на эту тему один из организаторов запланированного мероприятия Сергей Пархоменко:
«Лично я убежден, что этот митинг будет совсем не похож на все предыдущие: он будет очень деловым и конкретным, и посвящен окажется тому огромному объему информации о фальсификациях и жульничестве на выборах, который пошел валом в эти дни, — от Лиги Избирателей, Гражданина Наблюдателя, Голоса, штабов Прохорова и Зюганова и т.п. Так что говорить там станут не политики, а те, у кого в руках цифры и факты. И эта штука будет посильнее любых «бандупутинаподсуд». Так мне кажется…»

Честно говоря, когда я это прочел, как представил себе, что придется снова слушать бесконечную тягомотину про нарушения при голосовании под, естественно, припев, от которого уже как-то неудобно отказываться, про «политзаключенных», сразу мне потребовалось немедленно выпить несколько пакетиков фосфалюгеля, такая началась просто физическая изжога. И я решил сделать последнюю попытку достучаться хоть до чьего-то разума.

Сразу считаю необходимым предупредить, что изначально считаю эту попытку обреченной. Наши оппозиционные политики, общественные и культурные деятели, все, кто имеет доступ к трибунам и микрофонам, представляют собой исключительно сообщество токующих глухарей. Они не умеют слушать, слышать и, особенно, понимать окружающих. Их интересует исключительно то, что они говорят сами на этих трибунах и в эти микрофоны. Глухота там абсолютная и пробиться через нее нет никакой возможности. Но что поделаешь, издержки воспитания, я тоже принадлежу к поколению Кизи и для меня фраза: «Всё-таки я хоть пытался» еще не является совсем пустой. Потому делаю последнюю безнадежную попытку.

Прошу прощения у граждан других городов и регионов, не стану упоминать вас сейчас только по незнанию. Возможно, вы еще умнее и лучше, но хочу говорить о том, что понимаю и вижу лично. Но в Москве, тем людям, которые выходят сейчас на улицы и площади, не надо кричать множество пустых лозунгов и что-то объяснять про Путина, Чурова и вообще что-нибудь про эту жизнь. Не надо пытаться их зажечь скандированием и отрабатывать на них ораторские приемы уровня провинциального театрального кружка. Не тот интеллектуальный, жизненный, социальный и какой угодно другой уровень. Он у большинства стоящих под трибуной много выше, чем у тех, кто на ней. И вообще не надо кричать или даже просто говорить слишком громко. Это вы оставьте для футбольных фанатов. Здесь всё-таки принципиально другой народ. Потому и я не буду писать заглавными буквами, как это сейчас модно, когда желают изобразить этот самый крик в письменном виде. Хотя, мне сейчас и очень хочется если не завизжать во всю глотку, то, во всяком случае, повысить голос. Но я, по крайней мере, понимаю, что делать этого опять же не надо.

А что надо?

Три очень простые вещи.

Первое. Определить цель. Одну единственную и очень конкретную. Которая одновременно и объединить может максимально в принципе способных к объединению с представителями иных политических взглядов людей, и для возможности положительных трансформаций в стране имеет ключевое значение. Формулируется эта цель всего в двух словах «сменяемость власти».

Второе. Найти ту чисто техническую точку, воздействием на которую возможно этой цели законным путем добиться. Тут вовсе проблем никаких. Требует изменений единственная строчка в Конституции на следующую формулировку: «президенту максимум два срока по четыре года без права в дальнейшем занимать государственные должности или замещать их».

И третье. Дальше следует разработать ряд последовательных конкретных действий, которые любым способом и в любой форме, но будут способствовать достижению названного. Это, естественно, самое сложное и единственное не однозначное, но, на самом деле, тоже не бином Ньютона.

Путину, конечно, все эти годы фантастически везло. Но случай и удача редко бывают на одной стороне. Вот, наконец, хоть немного, хоть совсем чуть-чуть, но она улыбнулась оппозиции. Ее, правда, мгновенно профукали, распылив на все эти «списки политзаключенных» и «Чурова в отставку». Но удача дама хоть и капризная и совершенно непредсказуемая, однако, именно в силу этой непредсказуемости, редко бывает обидчивой. И она повторила свою улыбку. Создалась уникальная ситуация.

При прямом, можно сказать, попустительстве властей, сотни тысяч людей в стране прошли прекрасную «школу партийного активиста», хотя возможно, подавляющее большинство сами этого еще не поняли. Школу, курс обучения в которой был довольно кратким, но почти безупречным и чрезвычайно эффективным с точки зрения педагогики. Там давался необходимый уровень теоретической подготовки, далее шли практические занятия, сначала, в организационный период, в стиле «учебной тревоги», а потом, «в поле», уже полностью по программе «тревоги боевой». И вот мы имеем в данный момент абсолютно готовых и в прекрасной спортивно-гражданской форме людей по всей стране, только что получивших практически именно боевое крещение как «наблюдатели» и, частично, «члены комиссий с совещательным голосом».

И одновременно как будто удается продавить возможность хоть как-то регистрировать политические партии из этих самых потенциальных их членов.

Еще раз повторю. Счастливое стечение обстоятельств. Скорее всего больше не повторится. Может, кто-нибудь прекратит болтать про Чурова и политзеков и, наконец, попробует сделать что-нибудь реальное?

Опять же вынужден подчеркнуть для особо одаренных. Не только без названных лозунгов, а вообще без всяких попутных. Так как, при всем моем уважении даже к высоколобой столичной интеллектуальной элите, и за ее этими самыми высокими лбами не может разместиться больше одного лозунга. Такая вот беда с человеческим мышлением. Ничего лишнего. Только одно: «два срока по четыре года без дальнейшего права на госслужбу».

Есть ли надежда и способ поменять соответствующую формулировку статьи Конституции при власти Путина? Конечно, нет. Поскольку и сам Путин прекрасно понимает, что это единственный действенный, реальный и безотказный способ лишить его этой самой власти. И сделает всё возможное и всё, что в его силах, для сохранения Конституции в неизменности или, по крайней мере, неизменности по этому конкретному поводу. А для него возможно и в его силах, надеюсь, вам теперь, наконец, стало это окончательно ясно, в нашей стране абсолютно всё.

Но существует ли альтернатива такой цели и альтернатива поведению, направленному на ее достижение. Существует. Одна единственная. Вообще смириться и ничего не делать.

Предположим вы, нет, так не хорошо, в данном случае лучше уж на себе, так вот, предположим, я смертельно болен и знаю, что единственное лекарство, способное помочь, находится в Стамбуле. При этом у меня нет денег на дорогу, нет транспорта, вообще нет практически никаких шансов и возможностей туда добраться. Я могу остаться на месте и в принципе ничего не делать, спокойно ожидая неминуемой смерти, а могу все-таки тупо, не обращая внимания на полную безнадежность данной затеи, начать двигаться пешком в сторону Стамбула. Каждый из вариантов, конечно плох, но каждый имеет хоть какой-то, пусть навязанный и совсем неприятный, но смысл. Но если я и на месте не останусь, чтобы спокойно без лишних усилий провести свои последние дни, и двигаться начну, но в сторону, предположим, Свердловска, где уж точно никакого лекарства не имеется, так это будет каким-то совсем извращенным идиотизмом.

Так и двигаться в сторону изменения конституции, конечно абсолютно бесполезно. Никто не позволит ничего менять, затея совершенно пустая. Но, по крайней мере, там лекарство и попытка движения в ту сторону имеет хоть какие-то признаки осмысленности. А все эти политзаключенные, отставка Чурова, борьба с коррупцией и прочий бред, это точно движение в сторону Свердловска, то есть к полной безнадежности приплюсовывается еще и полная бессмысленность. Ну, не знаю, это надо уж какой-то совсем своеобразной психикой обладать, чтобы всем этим заниматься.

Всё это я пишу перед митингом на Новом Арбате. На который я, конечно же, опять пойду. Но просто хочу предупредить, что если там опять продолжится обычная клоунада, и я не услышу внятно сформулированных целей и задач, то на митинги, организованные этими глухарями, я выхожу последний раз.

Быть смешным может себе позволить Путин. Пока ему подчиняется дивизия Дзержинского. И ему глубоко накакать, смешной он или трогательный со слезами на глазах. А те, кому вышеназванная дивизия, или во что там сейчас трансформировано это прославленное боевое соединение, не подчиняется, те могут только сами смеяться, но никак не становиться смешными. Потому, что когда смешной с дивизией – это хотя бы еще и страшно. А смешной без дивизии – это просто жалко.

Вот выглядеть жалко я не хочу. Я лучше вспомню, как Путин плакал и пойду с хорошим настроением не на ваш митинг, а найду куда, где меня будут развлекать, а не я кого-то.