https://www.funkybird.ru/policymaker

Грузия наращивает мощности по производству вооружений

3 марта Грузии провела испытания реактивной системы залпового огня собственного производства. Запланировав испытания накануне президентских выборов в России, Тбилиси как бы производит выстрел в сторону свой Немезиды – кремлевского лидера Владимира Путина.

Испытания проводятся в рамках реализации программы по наращиванию оборонных производственных мощностей. В конце февраля Грузия представила 14-тонную боевую машину пехоты «Лазика». Проехавшись в одной из БМП, президент Михаил Саакашвили высоко отозвался о новой технике, отметив, что это событие знаменует собой выход на «новый уровень развития», когда на международных рынках вооружений Грузия сможет из покупателя перейти в категорию поставщиков.

Грузия занимается укреплением своей обороноспособности с момента катастрофической войны с Россией 2008 года. По мнению многих аналитиков, развитие оборонной промышленности в Грузии не слишком укрепит позиции Грузии в случае потенциального конфликта с такой военной державой, как Россия. Так что производство собственной военной техники является, на их взгляд, по большей части вопросом национальной гордости. «Правительство Грузии пытается поднять дух нации, как бы говоря: «Смотрите, это произведено у нас! – отмечает президент Фонда стратегических и международных исследований Грузии Александр Рондели. – Мы рассчитали свои возможности по созданию определенных мощностей. Это прекрасно, что мы производим собственную технику».

По словам старейшего аналитика, тесно связанного с должностными лицами Грузии высокого ранга, налаживание производства военной техники внутри страны является для Грузии способом обойти «своего рода блокаду» на поставку оружия Тбилиси, неофициально действующую с 2008 года. Власти в Вашингтоне и Тбилиси отрицают наличие официального эмбарго на поставку вооружений.

Некоторые считают налаживание отечественного оборонного производства необходимым ответом на угрозу национальной безопасности, которая продолжает исходить от России. «Россия концентрирует на Северном Кавказе, в Абхазии и Южной Осетии свои лучшие виды вооружений. Вертолеты, оборудованные системами ночного видения, самые современные танки, – подчеркивает Александр Рондели. – Какие чувства должна при этом испытывать Грузия?»

На сегодняшний день в своих военных проектах правительство делает акцент на производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и бронетехники, хотя президент Саакашвили упоминает и о других видах вооружений, в том числе автоматических винтовках. Открытой информации о предполагаемых затратах на разработку новых продуктов и планах производства не имеется. Не известно и сколько средств направляет государство на проекты оборонного производства.

По версии некоторых аналитиков, к решению наладить собственное производство единиц техники вместо закупки их на стороне Грузию подтолкнуло техническое содействие со стороны США в области НИОКР. Дополнительную пищу для подобных предположений предоставил визит в Тбилиси 22 февраля заместителя помощника министра обороны США Селесты Волландер. К моменту публикации посольство США в Тбилиси не ответило на просьбу прокомментировать вопрос об оборонном сотрудничестве США и Грузии.

На взгляд военного аналитика, служившего в прошлом британским военным атташе в Закавказье, «Лазика» не является новейшим видом вооружений и «вполне отвечает возможностям такой небольшой страны, как Грузия».

Броня БМП, созданного на базе научно-технического центра «Дельта» при министерстве обороны Грузии, обеспечивает защиту от бронебойных снарядов калибра 14,5-мм. Машина оснащена автоматическим орудием калибра 23 мм и пулеметом калибра 7,62 мм. На прошлогоднем майском военном параде по случаю дня Независимости была представлена грузинская бронированная машина «Дидгори-1» и «Дидгори-2».

Машина обеспечивает грузинской армии большую мобильность, решая тем самым проблему, с которой грузинская армия столкнулась в ходе войны 2008 года. Но на взгляд директора лондонского независимого центра конфликтологии и анализа Кристофера Лэнгтона (Christopher Langton), это нельзя назвать «сдвигом в военном потенциале». «Лазика» имеет символическое значение внутри страны и развивает возможности грузинской пехоты», – полагает он. В случае же военных действий она «не сможет долго сдерживать силу с севера».

Изучение открытой информации о расходах министерства обороны Грузии на научно-исследовательские работы дает основание полагать, что идея наращивания собственного военного производства Грузии возникла не вчера. Как явствует из бюджетной документации, хотя в период между 2010 и 2011 годами и произошло сокращение общего оборонного бюджета Грузии (с 728 млн. лари (443 млн. долларов) в 2010 году до 711 млн. лари (432 млн. долларов) в 2011 году), на научно-исследовательские работы в тот же самый период было выделено в четыре с лишним раза больше средств (с 4,02 млн. лари (около 2,42 млн. долларов) в 2010 году до 18,6 млн. лари (11,18 млн. долларов) в 2011 году). Данные по суммам на НИОКР на 2012 год пока не обнародовались. Оборонный бюджет на 2012 год составляет 675 млн. лари (410 млн. долларов).

Проект производства в Грузии беспилотников, скорее всего, спровоцирует дальнейшие спекуляции на тему участия Пентагона в грузинских планах в сфере вооружений. Председатель парламентского комитета по обороне Гиви Таргамадзе впервые упомянул о планах по строительству беспилотников после многострадального контракта с израильским производителем беспилотных летательных аппаратов Elbit в интервью ИА «Пирвели» в нынешнем месяце.

Связаться с Гиви Таргамадзе для получения комментариев не удалось. Предполагается, что производить беспилотники планируется на базе тбилисского авиастроительного завода советских времен, ренационализированного в 2010 году.

Находясь в частных руках, завод выпускал легкие самолеты на базе материалов, аналогичных используемым при производстве БПЛА, говорит главный редактор военного журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. Завод, разбомбленный Россией в 2008 году, в свое время выпускал истребители типа СУ-25. «На этом заводе были построены тысячи самолетов… Так что у них не будет проблем с постройкой таких вещей, как беспилотники», – говорит он. Минобороны Грузии, которому принадлежит теперь предприятие, не ответило на отправленные по электронной почте вопросы по поводу БПЛА и другой производимой техники.