https://www.funkybird.ru/policymaker

Мирное разрешение сирийского конфликта маловероятно

Причина в том, считает эксперт, что США и Европа не хотят принуждать противников Асада к переговорам.

Даже последовательные антагонисты режима Асада, наблюдая за развитием трагедии из своего «цивилизованного мира», признают: конфликт между властями и оппозицией в этой стране как-то уж больно затянулся. Вот уже год в Дамаске очень неспокойно, и разве что чудом, наверное, можно считать то, что повторения ливийского сценария не случилось, а значит, остается и надежда на мирный исход конфликта. Хотя немало в Сирии и за ее пределами и тех, кто как раз желает стойкому сирийскому лидеру участи Муаммара Каддафи.

Однако мирное разруливание конфликта у «цивилизованного мира» все же в приоритете, и не только на словах, но с недавних пор и на бумаге. В минувшие выходные специальный посланник ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан (о том, каков «послужной список» этого политика на ниве миротворчества, KM.RU писал совсем недавно) представил на суд России подготовленный план мирного урегулирования конфликта между сирийскими властями и оппозицией. Он состоит всего из шести пунктов, что, в общем-то, лишний раз подчеркивает, что разразившийся в Сирии конфликт объективно решаем бескровно: достаточно лишь сторонам проявить волю к миру, «выстрадав» его за столом переговоров. В среду, 28 марта, предложенный Аннаном сценарий выхода из затянувшегося кризиса был обнародован британской телерадиокомпанией BBC.

Вот эти пункты:

1. Выработка сторонами сирийского конфликта решения, учитывающего интересы и устремления народа;

2. Немедленное прекращение под наблюдением ООН вооруженного насилия в любых формах всеми сторонами конфликта для защиты гражданского населения;

3. Обеспечение армией и оппозицией доступа гуманитарной помощи во все охваченные вооруженными столкновениями районы страны и соблюдение ежедневной двухчасовой паузы прекращения огня;

4. Сирийское правительство должно как можно быстрее выпустить задержанных за участие в акциях протеста людей;

5. Обеспечение свободы передвижения по всей стране для журналистов;

6. Уважение властями свободы собраний и права на мирные демонстрации.

Надо ли говорить, что в российском МИД предлагаемые пункты экс-главы ООН нашли разумными. Сам Асад, если верить источникам в его окружении, также с интересом отнесся к предлагаемому плану. Скепсис последовал разве что от американской стороны. Госсекретарь США не стала критиковать сам план, однако выразила сомнение, что Асад ему последует. Сирийский лидер должен не на словах, а на деле показать свое стремление прекратить конфликт, подчеркнула г-жа Клинтон. А это значит, указала глава американского внешнеполитического ведомства, что должны прекратиться обстрелы оппозиционеров и вывод войск из населенных пунктов.

Но как это проделать в условиях, когда оппозиция принципиально не желает идти на переговоры с властью, Хиллари Клинтон, к сожалению, не уточнила…

Перспективы реализации плана Аннана в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал известный эксперт по Ближнему Востоку, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сотниченко:

– Насколько стало понятно из предыдущих визитов Кофи Аннана в регион, сирийская оппозиция ни под какими предлогами не желает идти на переговоры с властями. И, что характерно, ее в этом поддерживают Европа, США, государства Персидского залива и Турция. Они поставляют ей оружие, снабжают деньгами, продовольствием и т. п. Если лидеры оппозиции согласятся с предложенным планом и пойдут на переговоры, то, конечно, он реализуется. Однако, как это уже было раньше, оппозиция не пойдет на эти шаги, она выражает недоверие правительству Асада, и потому никакие соглашения с ним подписывать не будет.

Поэтому, несмотря на поддержку ооновской инициативы и Россией, и США, и Европой, и странами Персидского залива, и Турцией, оппозиция и этот план не поддержит, а это значит, что он – в силу того, что не нашел поддержки ни у одной из сторон конфликта, – будет, судя по всему, провален. По идее, страны Персидского залива, Турция и Европа должны были бы надавить на оппозицию, чтобы она приняла данный план мирного урегулирования, но, как я подозреваю, они не намерены этого делать, поскольку считают, что за счет предпринимаемых противниками Асада действий смогут свалить нынешний сирийский режим.

И очевидно, что тут имеет место политика двойных стандартов: на словах Европа, США, страны Персидского залива и Турция поддерживают предложенный Аннаном план, но на практике они продолжат, как и прежде, оказывать помощь сирийской оппозиции оружием, деньгами, гуманитарной помощью и прочим. Соответственно, сирийская оппозиция не пойдет ни на какое соглашение с властями, гражданская война продолжится, и, поскольку силы не равны (с одной стороны – Башар Асад и Россия, с другой – оппозиция и весь мир), все закончится, боюсь, очень печально. Мирный исход возможен только в случае, если на оппозицию надавят поддерживающие ее страны и заставят сесть за стол переговоров с главой государства. Но до сих пор этого не произошло, и маловероятно, что такой исход будет.

– А есть ли в принципе козыри для давления на оппозицию?

– Козыри, конечно, есть. Если поддерживающие сирийскую оппозицию страны заявят об отказе ей в своей поддержке до той поры, пока она не примет предложенные условия мирного разрешения конфликта, то оппозиция будет просто вынуждена на них пойти, потому что ее снабжение осуществляется через эти страны. Т. е. в плане Кофи Аннана не хватает лишь одного пункта – чтобы все страны мира призвали все стороны конфликта в Сирии пойти на эти соглашения.

– Таким образом, мировое сообщество ожидает свержения Асада и, вероятно, такого же, как и в случае с Каддафи?

– Не совсем. Турция, например, предлагает свергать Асада по йеменскому варианту, т. е. достаточно мирным путем, через переговоры и возможность для Асада беспрепятственно покинуть страну, предварительно передав власть в руки оппозиции. Но сама оппозиция в Сирии очень разрознена, разные ее составные части поддерживают разные страны, и между собой оппозиционеры не слишком ладят – единства там нет. И в этом смысле ситуация более близка как раз к ливийскому варианту.