https://www.funkybird.ru/policymaker

Казахстан: процесс по жанаозенскому делу открылся напряжённо

Предпринимаемые в Казахстане шаги с целью свершения правосудия в связи с прошлогодними жанаозенскими событиями лишь усиливают ощущение несправедливости у жителей западных районов страны.

Первый процесс по жанаозенскому делу открылся 27 марта в прикаспийском городе Актау. В целом перед судом предстали 37 обвиняемых по различным статьям, включая обвинения в организации и участии в беспорядках, поджоге, нападении на представителей власти и мародерстве. В результате массовых беспорядков в ходе тех событий погибло по меньшей мере 16 человек.

Во время первого слушания разыгрался ряд гневных сцен. Изначально власти планировали не допускать друзей и родственников обвиняемых в зал судебных заседаний, поместив их в боковую комнату, куда не транслировалась видеозапись хода разбирательства. Некоторые воспротивились подобному решению и до начала процесса прорвались в зал заседаний, вступив даже в небольшую стычку с представителями правоохранительных органов. В конечном итоге власти пошли на попятный и разрешили некоторым занять места в зале заседаний.

Но недовольство вспыхнуло вновь, когда судья, председательствующий на слушании, внезапно объявил перерыв в заседании по причине неявки одного из обвиняемых. Сторонники подсудимых стали кричать, что неявившийся человек – а это был один из двух несовершеннолетних обвиняемых, содержавшийся под домашним арестом – находится снаружи в толпе из около 100 возмущенных родственников и не может попасть в зал суда.

«Что, нам теперь так месяц ходить? Это несправедливо», – сказал EurasiaNet.org двоюродный брат упомянутого обвиняемого, Мирам Батканбаев. Как и большинство остальных 250 человек, заполнивших зал суда, он с членами своей семьи два часа добирался на процесс в Актау из Жанаозена. По мнению некоторых родственников подсудимых, власти пытаются затянуть процесс, всячески усложняя участие в слушаниях для сторонников обвиняемых.

«Почему [суд] в Актау, почему не в Жанаозене?…Никакой справедливости», – сказала пожилая женщина, отказавшаяся назвать свое имя.

На взгляд многих жителей Западного Казахстана, представшие перед судом люди являются козлами отпущения, которые должны прикрыть злодеяния властей. В распространенном 26 марта заявлении правозащитной организации Human Rights Watch отмечалось: власти Казахстана «должны продемонстрировать, что судебное разбирательство будет носить самый справедливый характер». Представители власти, начиная с президента Нурсултана Назарбаева и заканчивая должностными лицами низшего звена, клятвенно заверяли, что процесс над обвиняемыми будет самый справедливый.

Большинство присутствовавших на разбирательстве не купились на эти уверения властей. По словам Мирама Батканбаева, его двоюродному брату, Шабдолу Уткилову, инкриминировали преступное деяние, хотя он предупреждал местные власти, что тлеющий в Жанаозене трудовой конфликт может привести к массовым беспорядкам.

По словам другой женщины, родственник которой также предстал перед судом, она надеется, что власти сдержат данное слово. «Я думаю, справедливость восторжествует, – говорит женщина, пожелавшая остаться неназванной из опасений карательных действий со стороны властей. – А если нет, то даже не знаю, что может произойти».

Когда 27 марта после краткого перерыва слушание возобновилось, суд установил личность обвиняемых, большинство из которых содержались в застекленной камере в импровизированном зале суда, устроенном в местном молодежном центре специально для разбирательства по жанаозенскому делу. Все подсудимые за исключением двух являются мужчинами, большинство в возрасте 20-30 лет, все по национальности казахи. В ходе судебного разбирательства родственники вели себя по большей части тихо, лишь однажды разразившись аплодисментами и одобрительными выкриками, когда было заявлено ходатайство об освобождении всех обвиняемых.

Процессы над лицами, которым инкриминируется «разжигание социальной розни» – более тяжкое преступление, предусматривающее наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет, – пройдут отдельно. Дата слушаний пока не назначена. По данному обвинению должны состояться разбирательства в отношении шести бывших руководителей забастовки из Жанаозена и пяти активистов за его пределами, включая лидера незарегистрированной партии «Алга!» Владимира Козлова.

По версии следствия и властей, Владимир Козлов действовал по указке Мухтара Аблязова – политического недруга Нурсултана Назарбаева, в 2009 году бежавшего в Лондон и ныне скрывающегося от британского правосудия в связи с судебной тяжбой с казахстанским банком.

Местные жители скептически относятся к этой теории и задаются вопросом: если Астана искренне полагает, что дело обстояло именно так, отчего тогда их родственникам грозят тюремные сроки? «По телевизору говорят, и сам президент вышел и сказал, что виноваты третьи силы. Так зачем же тогда судить этих людей?» – озадаченно спрашивал в зале суда один из родственников, отказавшийся назвать свое имя.

Даты судебного разбирательства по делу сотрудников правоохранительных органов в связи с жанаозенскими событиями пока не назначалось. Аналогичным образом не назначены и даты процессов над жанаозенскими коррупционерами из числа представителей власти. Большинство жертв погибли в Жанаозене, когда ОМОН открыл огонь боевыми патронами по толпе участников акции протеста. В целом перед судом за свои действия в тот декабрьский день должны предстать пятеро полицейских.

По мнению присутствовавшего на судебном заседании лидера оппозиции Булата Абилова, администрация президента Назарбаева посылает обществу неверный сигнал, не отдав под суд сначала силовиков. «Первый процесс должен был быть над теми, кто стрелял, и теми, кто отдал такой приказ», – сказал он EurasiaNet.org.

Большое недовольство у местных жителей вызывает тот факт, что власти так и назвали сотрудника (сотрудников) правоохранительных органов, забивших до смерти задержанного в ходе массовых беспорядков. По факту данного инцидента одному из офицеров предъявлено обвинение в халатности.

Это единственный официально зарегистрированный случай проявления жестокости со стороны блюстителей порядка, несмотря на обвинения в многочисленных нарушениях с их стороны. По следам массовых беспорядков организация Human Rights Watch выразила обеспокоенность в связи с обращением с задержанными. Ряд пациентов со следами побоев, опрошенные в декабре прошлого года корреспондентом EurasiaNet.org в жанаозенской больнице, обвиняли в содеянном омоновцев.

На этом фоне правозащитники выражают опасение, что первый жанаозенский процесс проходит в обстановке запугивания.

А в самом Жанаозене жена одного из бывших забастовщиков рассказала накануне начала процесса на условии анонимности, что бывших нефтяников вызывают на допросы, которые многие трактуют как предостережение сидеть тихо и не высовываться.