https://www.funkybird.ru/policymaker

Косово: коррупция и администрация

Сербия недавно стала кандидатом на членство в ЕС. Это серьезный шаг в правильном направлении, но его не следует ни переоценивать, как в некоторых случаях поступают евро-энтузиасты, ни недооценивать, как делают евроскептики.

Сейчас самый важный вопрос заключается в том, как ускорить процесс, поскольку он не может быть сокращен. Шаги, которые нам предстоит пройти, ЕС определил уже давно, и здесь не может быть перескакивания. Но движение по проторенной дорожке, по которой за последние десять лет прошли 12 стран, может быть быстрым или медленным. Будем ли мы продвигаться со скоростью стран Центральной Европы, или со скоростью Турции и Македонии?

Это зависит от двух групп факторов, внешних и внутренних. Из внешних самый важный — готовность ЕС к дальнейшему расширению. Учитывая нынешний кризис и определенную усталость ЕС от расширения, которая ощущается в большинстве государств, не стоит ожидать «попутного ветра» в случае нашей заявки. Здесь возможности нашего влияния не велики, хотя они есть. Гораздо сильнее мы можем влиять на внутренние факторы. Достижения в этой области почти полностью зависят от нас. Есть ли у нас концепция что делать? Чаще всего — да. А есть ли воля и политическая сила сделать это? Как правило нет. Медлительность, с которой мы пришли к определенным результатам, не связана с отсутствием видения или дефицитом административного потенциала. Эта медлительность объясняется в первую очередь отсутствием политической воли и готовности к смелым реформам, необходимым для того, чтобы сделать из Сербии современное общество, способное претендовать на членство в ЕС.

Чему можно научится у других стран, которые успешно прошли путь к членству? Во-первых, следует отметить, что Сербия в последние десять лет время от времени опирались на опыт других. Так, Бюро по вопросам европейской интеграции было создано по образцу аналогичных и очень успешных решений в Эстонии и Словении. Сербия не создала министерство по вопросам европейской интеграции, как это сделали ряд стран, что оказалось плохим решением. Бюро на сегодняшний день успешно выполнило огромную часть работы и меньше всего виновно в медленном темпе вступления Сербии в ЕС.

Принимая во внимание момент, в котором мы находимся, перед началом переговоров о вступлении, имеет смысл сначала рассмотреть пакет проблем, которые следует решить, а затем посмотреть, как другие страны решали подобные проблемы. С другой стороны, целесообразно посмотреть на ситуацию в соседних странах и понять, как не нужно делать, если вы хотите серьезного, полноправного членства в ЕС. В первую очередь я имею ввиду Румынию и Болгарию.

На данный момент самым большим препятствием для быстрой интеграции является нерешенный вопрос Косово. Такой проблемы не имела ни одна страна, которая в этом веке вошла в состав ЕС. Больше всего похожа ситуация с Кипром, который присоединился к ЕС несмотря на то, что во время вступления у него не было суверенитета на всей территории. Но есть и одно огромное различие. Турецкую часть Кипра признала только одна страна — Турция, в то время как Косово признали, среди прочих, 22 страны ЕС, в том числе четыре самых влиятельных.

Еще одна важная проблема, которую нужно будет решать в ходе предстоящего периода переговоров, проблема коррупции. Есть несколько стран, которые вполне успешно боролись с этой проблемой и чей опыт может быть полезным. Например Чехия, Словакия, Словения, а после случая Санадера и Хорватия. Евросоюз уже дал понять, что эта большая проблема будет затронута в начале переговоров, а не в конце. Эту проблему иллюстрирует Болгария, которая по сей день, спустя пять лет после присоединения, «барахтается» в коррупции и получила «желтую карточку» от ЕС.

Третья крупная проблема заключается в продолжении становления административного потенциала, чтобы наилучшим образом использовать льготы, предоставляемые при вступлении в ЕС и после получения полноправного членства. Здесь хорошие примеры — это Чехия, Польша, Эстония и Словения. Важно, чтобы мы не повторили ошибку Румынии, когда имеешь право получить средства от фондов ЕС, а у тебя нет программ и проектов, на которые пойдут эти средства.

Единственный плюс того, что мы поздно начали интеграцию, в том, что мы можем учиться на опыте других. Этим нужно пользоваться с умом, но актуальным остается один из ключевых вопросов — мобилизация политической воли, чтобы сделать решительный и твердый шаг навстречу Европейскому Союзу.