https://www.funkybird.ru/policymaker

Метро, как зеркало московской обдираловки

У великих и у известных – в том числе и у печально известных – были высказывания, отражающие жизненное или ситуационное кредо. «Пришёл, увидел, победил». «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». «Со щитом или на щите». «Лучше смерть от железа, чем от голода». «Отступать некуда – позади Москва». И так далее – на сто томов наберётся.

Служебное кредо мужа самой богатой российской жены Е. Батуриной г-на Лужкова на посту столичного градоначальника ехидно вычислили тележурналисты: «Для своих – всё, для остальных – по закону».

А ещё есть, увы, не устаревающая русская пословица: закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло.

Почему вдруг вспомнилось именно это меткое народное высказывание?

И, видимо, вспомнилось не мне одному.

…После увольнения президентом Медведевым г-на Лужкова, утратившего доверие высшей власти, особых раскопок преступлений лужковских чиновников никто не проводил. Видимо, решили оставить это неблагодарное дело потомкам.

Как известно, в феврале 2011 года бывший начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, который с переменным успехом управлял этим поистине стратегическим объектом с 1995 года, был уволен с занимаемой должности «по собственному желанию». А между тем вопрос об увольнении Гаева встал после заявления Генпрокуратуры РФ о выявлении у него незаконных доходов. Следствие установило, что в 1998 году Гаев в соавторстве с другими лицами получил патент на изобретение «Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте». Сама система была внедрена на московском метрополитене годом ранее. В дальнейшем с «Московским метрополитеном» был заключен лицензионный договор на использование этой системы, по которому авторы патента получили в качестве вознаграждения 112 миллионов рублей.

Не хило, правда?

Тем более, что цены за проезд в столичном метро все эти годы росли, как на дрожжах. Так что, создателям автоматизированной системы во главе с Гаевм с лихвой хватило.

А что? С миру по нитке – голому рубашка.

С москвичей по рублю – Гаеву миллионы.

Тем не менее Следственный департамент МВД России всё-таки прекратил уголовное дело в отношении Гаева. Возбуждено оно было 23 марта 2011 года по факту злоупотребления полномочиями по материалам Генпрокуратуры. В соответствии с этими историческими материалами ряд должностных лиц Московского метрополитена «использовали свое служебное положение для личного обогащения».

Однако в следственном департаменте МВД с материалами Генпрокуратуры не согласились. И, в конце концов, сочли законным получение Гаевым вознаграждения от «подземки» за свои патенты. «В ходе следствия получены заключения специалистов в различных областях права. В результате установлено, что Гаев имел право выступать патентообладателем и заключать лицензионный договор, в соответствии с которым выплачено 112 миллионов рублей в качестве вознаграждения», — заявили в СД.

Короче говоря, свободен, шеф.

Хотя никто его и не арестовывал. Более того, находясь под следствием, Гаев свободно даже за границу выезжал.

Однако! Однако, как звучит раскрученная приговорка известного тележурналиста, однако, в деле Гаева могли появиться и другие эпизоды. Какие?

По информации Генпрокуратуры, руководство ГУП «Московский метрополитен» заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров, и необоснованно компенсировало их за счёт роста этих тарифов. А ещё, по версии надзорного ведомства, метрополитен Москвы необоснованно устанавливал дополнительные требования к участникам торгов, «приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников». К примеру, в 2008–2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 миллионов рублей, по страхованию — 70 миллионов рублей. В нарушение закона «О защите конкуренции» московский метрополитен отбирал организации, оказывающие перечисленные услуги, «без проведения открытых торгов».

Распил?

Вполне допустимо. Тем более, что одна лишь Контрольно-счётная палата Москвы, со своей стороны, за последние три года выявила в работе столичного метро нарушений на 3,3 миллиарда рублей.

…При всех очевидных плюсах нашего самого лучшего в мире метрополитена, московская подземка остаётся зеркалом нынешней капиталистической обдираловки российских граждан.

Судите сами.

Автоматизированная система Гаева введена и действует.

А толку?

Первое. Гастарбайтеры, если вы обращали внимание, не платят. Перескакивают, просачиваются гуськом и так далее. Только и слышно, как «позорная» сиренка звучит.

Второе. Вероятно, исходя из первой причины, за последнее время в метро на каждой станции появилось множество контролёров, стоящих за турникетами. Тогда что толку с гаевской автоматизации и видеонаблюдения в метро?

Третье, связанное с первым. Многие станции уже стали притонами для среднеазиатской молодёжи, которая толкается тут целыми днями, пугая пассажиров. Впрочем, здесь вопросы к министру Нургалиеву. Или к его подчинённому Колокольцеву. Смогут ли они поддерживать порядок в стране и в Москве, если даже общий многолетний стон москвичей и гостей столицы – навести порядок с тремя сотнями постоянно торчащих на станции «Комсомольская» среднеазиатами – так и остался неуслышанным?

Теперь самое главное и самое, для меня лично, непонятное.

В Харькове у меня есть родственники, которые не особо довольны жизнью в «самостийной» Украине. Но московские цены на общественный транспорт воспринимают, мягко говоря, с большим недоумением.

В Москве один раз прокатиться на метро стоит 28 рублей.

В Харькове – на российские деньги – шесть рублей. Та же ситуация с автобусами, троллейбусами и трамваями.

А ведь Украина не является государством, добывающим нефть и газ. И вообще там проблем – выше крыши.

Тогда – почему? О гражданах больше заботы? Или крупномасштабных воров меньше, чем в Москве?

Буду признателен, если кто-то убедительно ответит на мой вопрос.

…Что касается Гаева и его оправдания департаментом МВД вопреки материалам Генпрокуратуры, то это, полагаю, лишь одна из иллюстраций к причинам беззастенчивой обдираловки жителей столицы.