https://www.funkybird.ru/policymaker

За неудачу в Финляндии Сталин мстил полякам в Катыни

13 марта 2012 года исполнилось 72 года со дня окончания советско-финской войны 1939-1940 гг. О «зимней войне» написано много научных и публицистических трудов. Однако, интересным и мало освященным обстоятельством является тот факт, что польское эмигрантское правительство во Франции в 1940 г. планировало отправить на помощь сражающимся с советской агрессией финнам хорошо оснащенную бригаду Войска Польского. Этот факт мог оказать большое влияние на трагическую судьбу находившихся в советском плену военнослужащих польской армии.

После поражения в войне с Германией значительная часть польских солдат и офицеров оказались во Франции. По договоренности между правительством Третьей республики и польским правительством в изгнании было принято решение о формировании польской армии во Франции. Поляки горели желанием отомстить Гитлеру и Сталину за унижения, причиненные их стране. К тому же Франция находилась в состоянии войны с Германией. Усиление французской армии за счет союзного Войска Польского было в интересах Парижа.

30 ноября 1939 года Советский Союз напал на Финляндию. Красная армия начала наступление на территории от Финского залива до Баренцева моря. Эту новость с тревогой встретили во Франции. Вскоре командование французской армии решает послать на помощь Финляндии экспедиционный корпус, в состав которого должны были войти и подразделения Войска Польского. Речь шла о Бригаде Подхалянских стрелков, которая начала формироваться в январе 1940 года. В ее состав вошло около 5000 солдат и офицеров. Снаряжение и вооружение бригады было французским. Комбригом был назначен бригадный генерал Зигмунт Шишко-Богуш. «Подхаляне» уже были готовы к отправке, когда пришла новость об окончании военных действий на Карельском перешейке.

О том, что Франция и Польша готовы поддержать Финляндию Москва, безусловно, знала. Советское руководство было осведомлено и о том, что многочисленные военнопленные польской армии, находившиеся в лагерях НКВД, в своих разговорах высказывались в поддержку Финляндии. Например, в политдонесении, отправленном в Москву из лагеря в Козельске в феврале 1940 года, в частности, отмечалось, что «несмотря на проводимую разъяснительную работу среди военнопленных, имели место ряд нездоровых настроений, которые перерастали в отрицательные явления. Во время проводимых бесед политинструкторами (ответы на вопросы) среди других вопросов задавались такие, как, например: «Если вы (т. е. СССР) не проводите агрессивной политики, то почему воюете с Финляндией?», или «Почему такая большая страна так долго воюет с таким маленьким государством, как Финляндия?». Польские заключенные готовили побеги из лагерей с целью добраться до Финляндии и, вступив в ряды финской армии, поквитаться с большевиками за «17 сентября». Вот выдержка из одного из спецсообщений: «За последнее время среди военнопленных Осташковского лагеря отмечен ряд фактов о намерении бежать из лагеря. В целях осуществления намерений в узких кругах обсуждаются планы и способы побегов. Так, военнопленный, бывший комендант уездной полиции Миньский Игнатий Степанович, среди группы офицеров говорил: «От озера Селигер, где мы находимся, до финляндской и латвийской границы насчитывается 300 км. Несомненно, бежать лучше в Финляндию. Она воюет с Советским Союзом, и если мы появимся на территории Финляндии, тем более как офицеры, нас финны не выдадут, а наоборот, примут в свою армию».

Подобные настроения были и среди военнопленных бывшего чехословацкого легиона польской армии. Вот, что писал в одной из докладных записок начальник второго отдела управления НКВД СССР по делам военнопленных лейтенант госбезопасности И.Б. Маклярский: «Среди чехословацких легионеров отмечены намерения пробраться нелегально через Литовскую или Румынскую границы в Финляндию, с тем, чтобы вступить в ряды бело-финской армии».

Москва знала и о том, что на стороне Финляндии против СССР воевало большое количество иностранных добровольцев. Тогдашние советские газеты пестрели заметками о том, как «заправилы мирового капитализма» отправляют на помощь Маннергейму шведских, норвежских, венгерских «наёмников». На самом деле большинство из этих людей были добровольцами, пожелавшими выступить на защиту суверенитета и независимости Финляндии. Многие из них не имели даже начальной военной подготовки. Однако, появление на советско-финском фронте хорошо вооруженной и подготовленной польской пехотной бригады могло переломить ход событий не в пользу красной армии. Этот факт, скорее всего, оказал свое влияние на решение советского руководства о ликвидации значительного числа польских военнопленных, содержащихся на территории СССР. Роковое решение было принято 5 марта 1940 года. А через неделю закончилась кровопролитная советско-финская война.

Бригада Подхалянских стрелков была переброшена в Норвегию и участвовала в битве за Нарвик, а затем в оборонительных боях во время немецкого вторжения во Францию. Оказавшись в Великобритании, бойцы этого подразделения продолжали борьбу против нацистов в составе британской армии. Большинство из оставшихся в живых в советском плену военнослужащих Войска Польского, уже в 1941 году вступят в армию Андерса и пополнят ряды солдат антигитлеровской коалиции. Пройдя все ужасы плена, они станут свидетелями преступлений бесчеловечной сталинской системы, которая перемалывала людей вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.