https://www.funkybird.ru/policymaker

Может ли избиратель доверять демократии?

Не в России: Владимир Путин помешал альтернативным кандидатам и фальсифицировал подсчет голосов, чтобы обеспечить свою победу на последних президентских выборах.

Если Путин думал, что получит широкую поддержку избирателей в сепаратистском регионе Грузии — Южной Осетии, то он просчитался. В ноябре Осетия проголосовала за Аллу Джиоеву (Alla Dzhioyeva), а не за Анатолия Бибилова – пророссийского кандидата. Однако Верховный суд в Цхинвали, столице Южной Осетии, аннулировал победу г-жа Джиоевой, сославшись на неубедительные обвинения в мошенничестве. Электорату был дан второй шанс, чтобы проголосовать, а власти обеспечили то, чтобы г-жа Джиоева не участвовала в голосовании.

Избиратели в другом сепаратистском регионе Грузии — Абхазии, получили большую свободу на президентских выборах летом прошлого года, когда они выбрали Александра Анкваба, а не Сергея Шамба, предпочтительного кандидата для России. Дмитрий Медведев, президент России, даже поздравил г-на Анкваба по телефону. Парламентские выборы в регионе 10 марта, были сходными с президентскими.

Почему есть такая разница между регионами? Южная Осетия хочет присоединиться к России, а многие абхазы искренне верят, что у них есть будущее в качестве независимого государства. Россия достаточно мудра, чтобы не действовать слишком жестко.

Какова цена этого? Соединенные Штаты, Европейский Союз и НАТО видят оба региона как часть Грузии, тем самым объявляя выборы нелегитимными.

Но некоторые думают, что эта политика является контрпродуктивной. Несмотря на то, что отказ признать независимость Абхазии является правильным шагом, говорит Линкольн Митчелл, наблюдатель по Грузии в Колумбийском университете, изоляция Абхазии толкает ее в руки России. Абхазия и Южная Осетия полагаться на Россию в денежном плане, в вопросах безопасности и признания. Западные политики считают, что им больше некуда обратиться.

В самой Грузии пройдут парламентские выборы в конце этого года, и президентские выборы в начале следующего. У России есть представления о «правильном» результате для этих выборов. Ранее в этом месяце г-н Путин сказал, что «многое будет зависеть» в деле нормализации отношений между двумя странами от выборов. Вот посыл для избавления от Михаила Саакашвили, грузинского президента, который стремительно пришел к власти в 2003 году в результате «революции роз» и которого г-н Путин недолюбливает.

Однако г-н Саакашвили совсем не прост. Называя парламентские выборы «решающим сражением» между Россией и Грузией, он утверждал 12-ого марта, что «демократия всегда выигрывается людьми». Один из его главных соперников — Бидзин Ванишвили миллиардер, ставший политиком.

Саакашвили говорит, что хочет провести самые «свободные» выборы, когда-либо проводившиеся в Грузии. Демократические идеалы занимают центральную позицию во внешнеполитических целях Грузии. На прошлой неделе Гвидо Вестервелле, министр иностранных дел Германии, был в Тбилиси и подчеркнул важность демократических реформ для обеспечения более тесных связей с НАТО. ЕС занимает аналогичную позицию.

Однако грузинская демократия не так прекрасна, как ее рисуют. Г-на Иванишвили демонизировали как пешку иностранной державы, что является типичным методом предвыборной борьбы, недавно описанном в The Economist. То же относится и к власти правительства над национальными каналами телевидения.

Недавние действия Контрольной палаты, органа, которому поручено обеспечение финансирования кампании – еще один повод для беспокойства. Г-н Иванишвили описал недавний опрос десятков активистов оппозиции, как «запугивание» и «психологическое давление», Amnesty International называет это «охлаждением». Палата отвергает все эти обвинения. Но она оштрафована г-на Иванишвили в общей сложности на 4 миллиона долларов.

Г-н Иванишвили сталкивается также с другой проблемой. В прошлом году он был лишен гражданства Грузии. Его политическая группировка говорит, что правительство хочет отклонить его ходатайство о повторном приобретении грузинское гражданство в порядке натурализации.

«Политическая температура» повышается. На прошлой неделе Ираклий Аласания, бывший министр, который сейчас является частью коалиции г-на Иванишвили, сказал дипломатам, что господин Саакашвили трансформировал Грузи в «тоталитарное государство». Правительство, добавил он, вооружает военизированные группы в рамках подготовки к «конфронтации и гражданской войне». Он сказал, что предоставит более подробную информацию на этой неделе.

Саакашвили утверждает, что он слишком занят управлением страной, чтобы заниматься избирательной кампанией на этой ранней стадии. Но он нашел время, чтобы заняться г-н Аласания.

Рейтинг г-н Иванишвили выше, по сравнению с предыдущими лидерами оппозиции, но он все еще должен предложить убедительную программу развития для Грузии. Даже при том, что большинство опросов общественного мнения дают правительству значительное преимущество, персона г-на Иванишвили, по крайней мере, внесла некоторую свежую струю на выборы в Грузии.

Хватит ли этого, чтобы преодолеть всеобщую апатию неясно. Как сказал мой знакомый фермер из центральной Грузии: «У меня есть коровы и свиньи. Почему я должен голосовать, если у меня в жизни и так уже достаточно дерьма?»