https://www.funkybird.ru/policymaker

Украине не терпится стать донором для вампиров?

Евроинтеграционная тоска, навеянная статьей министра иностранных дел Украины — К. Грищенко.

Принято считать, что в свою богоизбранность верит лишь одна нация — та, которую ее лидер водил сорок лет по Ближнему Востоку в поисках места, где нет нефти. Украина также не сомневается в своей богоизбранности и уникальности.

Во-первых — ничем не перебить веру в то, что ей все должны помочь — кредитами, хотя «помощь» в виде кредитов от МВФ — очень сомнительна (еще ни одна страна в мире не стала жить лучше после начала сотрудничества с МВФ — примерами пестрит весь глобус — Аргентина, Эквадор, Мексика, бывшая Югославия, Сомали, Руанда, Эфиопия и многие другие, Украина в том числе). Или, в крайнем случае, предоставить ей свои рынки сбыта для украинских товаров! И это в период глубокого системного кризиса капитализма. Не иначе, как по причине какой-то ее уникальности.

Во-вторых, Украина упорно не хочет иметь ничего общего с уникальными запасами природных ресурсов Евразии. Сегодня все более-менее крупные игроки на международной арене мечтают о доступе к природным ресурсам территорий от Урала до Камчатки. О доступе в любом виде — инвестиций ли в инфраструктуру добычи и доставки углеводородов, или путем лишения России суверенитета над своими богатствами, как это уже было с 1992 по 1999 годы, или же с помощью расчленения Российской Федерации на самостоятельные государствоподобные осколки, подконтрольные «международному демократическому сообществу» через проведение очередной «цветной» революции.

Украина настойчиво и последовательно делает все возможное, чтобы ни при каких условиях не приблизиться к источнику этих ресурсов. Этот «палестинский синдром» периода ющенковского мракобесия, оказался заразным и вступил в новую фазу своего обострения уже при нынешней Администрации. Кроме как неизвестной «хворобой» невозможно объяснить продолжающиеся официальные заклинания руководства страны о «европейском векторе» интеграции Украины, все более напоминающие неадекватный бред от жара, находящегося в бессознательном состоянии пациента..

Почему-то принято шутит над эстонцами. По-поводу их медлительности и, якобы замедленной реакцией на окружающие события. Но, Украина не Эстония. До нее все еще не доходит понимание истинного положения вещей в Европе, мире и окружающем пространстве.

Украина продолжает ломиться в дом, которому выписан ордер на снос.

Украина неподражаема. Своей романтической натурой. Умудряется жить воспоминаниями о «процветающей Европе». И мечтает вступить именно в нее, в ту процветающую. Или нет?

Судя по всему, Украине все равно, что и как происходит в Европе — для нее, по необъяснимой причине, самодостаточной ценностью является членство в ЕС. Она сама себя искренне убеждает, что в Европе все спокойно. Даже сама Европа не изобрела б таких розовых очков, какими обзавелась Украина, чтоб смотреть через них на Запад.

Украина неподражаема своей многогранностью и многоликостью. Как мачеха с дочерьми из сказки про «Золошку» ловит «знаки внимания» со стороны Евросоюза и как Гюльчатай мечтает, что ее назовут «любимой женой». Очень гордится тем, что она все-таки намного любимее на Западе, чем Россия.

Сразу видно, что помимо прочего, Украина еще и не почтальон. Это почтальон звонит дважды. Потом уходит если ему не открывают. У почтальона есть своя гордость и ограниченное время, которое не позволительно тратить лишь на одного адресата. Синяки и ссадины на всех местах Украины, которыми можно было стучаться в евро-двери и распухшие губы от целования коврика у этой двери вызывают слезы. Это даже не слезы сожаления, а бесконечной жалости, вызванной украинским самоунижением.

Украине уже было и так и этак рассказано, написано, отписано, выкричано, вывешено на транспарантах — «Членство в Евросоюзе вам не светит!», подпись — «ЕС».

Но раз уж Украина не имеет ни ума, ни гордости, то можно использовать такую ее «целеустремленность» в корыстных целях Запада. В первую очередь — не допустить возрождения интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Страх перед появлением восстановленного геополитического полюса объединяет Европу и США. И в качестве причины отказа Украине в членстве в ЕС можно изобретать любые поводы: несовершенство законодательства, недостаточная демократичность общества, слишком высокий уровень коррупции, и т. д. и т. п. Но пока что удачно подвернулась «посадка» Тимошенко.

Подтверждением всего вышесказанного и ярким симптомом в истории болезни Украины стала публикация статьи Министра иностранный дел Украины К. Грищенко «Стратегическое равновесие как шанс Украины в многополярном мире» («Зеркало недели. Украина» №9, 09 марта 2012). Во избежание обвинений в выдергивании цитат из контекста, прошу каждого желающего самостоятельно ознакомиться с оригиналом статьи.

Статья Грищенко — попытка обосновать необходимость интегрироваться в западноевропейские структуры и одновременно, выражение официальной позиции нынешнего украинского руководства (все-таки текст принадлежит целому Министру иностранных дел!) о перспективах развития украинской внешней политики на ближайшее время.

Поначалу К. Грищенко радует адекватностью: «Нет смысла оспаривать, что Запад находится в кризисе». Ну хоть что-то из очевидного очевидно и для МИДа.

И продолжает настораживать своим реализмом: «…кризис застал ЕС в тот момент, когда он еще не выработал оптимальный (для своего расширенного формата) механизм принятия решений». Позвольте, так может быть сначала нужно было разработать «механизм», а потом расширяться? И, возможно, Украине стоит подождать до той поры, когда именно ЕС выработает то, что им так необходимо, а не как сказал Азаров — наблюдать за развитием Таможенного союза и принимать решения о вхождении в него через несколько лет. В отличие от европейского направления интеграции, участие в создании Таможенного союза, Украина принимала бы как соучредитель, смогла бы влиять на создание важных правил взаимодействия внутри объединения!

И еще правда: «…все бонусы и гарантии «социального государства», которые многие годы были предметом гордости ЕС, настолько глубоко проникли в кровь европейцев, что любая их коррекция потребует особо болезненных усилий не только на политическом, но и на глубоко индивидуальном уровне. В ближайшие годы жителям ЕС придется пожертвовать некоторыми комфортными привычками, выработать более жесткие модальности повседневной жизни…» Спасибо, что предупредили. Вот, оказывается, куда мы хотим попасть. Вся пропаганда «евроинтеграции» строится на так называемых «жизненных стандартах и европейских ценностях». Вероятно, К. Грищенко считает, что немцу болезненно, то украинцу за счастье? Так все-таки может подождать, понаблюдать — какая именно «модальность повседневной жизни» наступит в Европе, а потом уж ориентироваться на их «ценности» или нет.

Тем более что «…перед ЕС стоит проблема еврозоны, при создании которой были допущены ошибки и дисбалансы. Их исправление является сегодня, в том числе по изложенным выше соображениям, трудной задачей». Вот и пусть исправляют. Никто не торопит. Только не за наш счет.

Господина Министра трудно заподозрить в наивности. Но что это если не наивность в комментариях к состоянию американской экономики? «Наиболее радикальный механизм [выхода из кризиса — прим. авт. ] — периодическое повышение планки государственного долга. В том числе путем вливания на рынок новых долларов, которые подкрепляются доверием жителей Земли, хранящих сбережения в американской валюте». Нет. Не подкрепляются доверием. «Доверие» к доллару подкрепляется авианосцами и уничтожением «недоверчивых» и всех тех, кто осмеливается совершить попытку выхода из под диктатуры доллара. Так было с Ираком и Ливией и их лидерами, так же попытаются сделать и с Сирией, Ираном и другими, кто осмелится нарушить сложившееся положение вещей.

Это не наивность. Это явная симпатия. Искренняя и чистая, как слеза младенца: «А от себя скажу: пьедестал глобального лидерства достаточно широк и для Америки, и для других. Однако без Соединенных Штатов представить его трудно».

Создается впечатление, что отечественный МИД информирован не в достаточной степени. И это вызывает определенное беспокойство… «Компании, заводы, а иногда и целые отрасли перемещаются в Китай, Индию, Индонезию… Это касается как многих членов Евросоюза, так и Соединенных Штатов». Необходимо уточнить. Когда-то так и было. Но последние несколько лет США уже не переносят свое производство в Китай. По той причине, что стоимость рабочей силы, а, следовательно, и уровень жизни в Китае значительно выросли и продолжают расти. Правильно говорить — Китай переносит компании, заводы, а иногда и целые отрасли к себе в страну. Или получает контроль над производственными мощностями. Он их выкупает! Так произошло со многими известными брендами — Вольво, Хаммер, Роллс-Ройс и др. Но, иногда развинчивает станки и оборудования в прямом смысле слова, вывозит в Китай и на их базе производит продукцию уже дома. Получает технологии и рынки сбыта. За последние 20 лет «демократии» Украина никак не достигнет уровня производства времен «тоталитаризма», а Китай увеличил ВВП за это время в 4 раза. А доходы на каждую из 1,4 млрд. душ населения выше в 1,8 раза, чем в Украине.

В отношении России глава украинского МИДа проявляет большую информированность: «От российских энергоносителей зависит бесперебойное функционирование огромного сегмента мировой экономики. Это не обязательно роль энергетического придатка. Это скорее роль глобального игрока, вступающего в новую эпоху с колоссальной форой по сравнению с другими». Но статус ей нашим внешнеполитическим ведомством определяется просто — не быть врагом. Дожили. «Россия — глобальный игрок, в благосклонности которого заинтересованы почти все. А как минимум — в том, чтобы Россия не была врагом. Для Украины этот момент особенно актуален».

И снова вспышка реалистичности в оценках, которая абсолютно никак (!) не влияет на внешнеполитические ориентиры Украины: «…несмотря на последовательную поддержку наших друзей в ЕС (за которую мы признательны), на пути нашей евроинтеграции не будет ни щедрых субсидий, ни эйфорических политических заявлений, ни, тем более, консенсуса. Какими бы ни были наши успехи, в ЕС всегда найдется «страна N» (часто можно даже догадаться, какая именно), которая будет блокировать нас по собственным эгоистическим соображениям. Будут ситуации, когда то, что выдавалось другим странам авансом, нам придется «выгрызать». Новая Европа будет более эгоистичной. В ней будут ситуации, когда даже выраженно проевропейская Украина не будет иметь влиятельных «адвокатов». Нужно быть готовым к этому». Да, с такой политикой Украине в ближайшем будущем придется грызть сухари…

…А в это время в трещащем по швам европейском домике реалити-шоу — «Спасение Греции». Создается впечатление, что для ЕС спасти Грецию — своеобразный европейский Сталинград. Все силы брошены на это, все финансовые запасы. Однако, никакими финансовыми влияния Грецию не спасти. Но за Грецией последуют другие страны, правительства которых (а не народы этих стран) будут ходить по кругу со шляпой в поисках финансовой помощи. Найдется ли еще и для Испании, Италии, Португалии… кто там следующий?… очередные 170, 250, 500 млрд. евро? К странам, попавшим в список на снижение рейтинга, попал и Кипр. Страна, известная тем, что на нее приходится 1/4 всех иностранных инвестиций в Украину, и она является инвестором №1 для Украины. В свою очередь для Украины Кипр также страна №1 по объемам полученных украинских инвестиций. И ухудшение кредитного рейтинга Кипра приведет к усложнению прокачивания украинских капиталов через этот оффшор.

Как сказал классик — «крупный капитал не имеет родины». Да, крупный капитал стал настолько крупным, что давно перерос границы стран и континентов. Правда, штаб-квартиры 95% транснациональных корпораций находятся в США. И хоть уже и США — «не родина» крупнейшего капитала, однако, США все еще исполняют роль «бандитской хазы». Задача экономик и народов всех этих греций и португалий для международного крупнейшего капитала — не умереть. Но и не процветать. Они должны находиться в постоянном депрессивном состоянии, со сниженным (по сравнению с последними десятилетиями XX века) уровнем потребления и трудится в интересах все более обособляющегося МКК. Это нео-нео-колониализм. В отличие от нео-колониализма, когда наиболее развитые государства выжимали соки из стран «третьего мира», сегодняшний мир все более напоминает банку с пауками, в которой резко сокращенное количество «наиболее развитых стран» пьют кровь из бывших своих союзников и соратников по узкому кругу «наиболее развитых».

Украине не терпится стать донором для этих вампиров?

Кто-нибудь может объяснить — откуда такое маниакальное желание ликвидировать все возможности стабильного развития на правах равного среди равных в интеграционных объединениях на постсоветских пространствах? Как долго Украина еще сможет выдерживать марафон в заведомо ложном направлении?