https://www.funkybird.ru/policymaker

НАТО в Афганистане – уйти, чтобы остаться

Несмотря на то, что США официально заявили о выводе войск из Афганистана в 2014 году, дело идет к тому, что они там останутся. Вопрос, в каком статусе, с какими правами и, главное, целью – все больше беспокоит соседей Афганистана: Россию, Китай, страны Центральной Азии.

На подходе соглашение о стратегическом сотрудничестве Вашингтона и Кабула, которое, как заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон после переговоров с министром иностранных дел Афганистана, будет подписано незадолго до или на полях майского саммита НАТО в Чикаго.

Оно, с одной стороны, должно обеспечить более или менее достойный выход США из самой длительной в истории этого государства войны. Причем для президента Обамы это особенно важно в канун президентских выборов в США. Хотя не он начинал эту войну, а республиканцы, но нация потеряла в Афганистане 2000 солдат, $500 млрд и счет еще не закрыт.

Но задача соблюсти лицо не простая. О победе речь не идет, и параллельно с подготовкой соглашения с Кабулом США вступили в официальные переговоры с теми, кого они обвинили в поддержке «Аль-Каиды» и против кого они затеяли войну в октябре 2001 года – афганскими талибами. Несмотря на 11 лет оккупации их влияние за пределами Кабула достаточно велико и постоянно подпитывается инцидентами вроде сожжения Корана на американской базе или недавнего расстрела 17 мирных жителей в Кандагаре.

Власть президента Афганистана Карзая может рухнуть уже на следующий день после ухода американцев. Поэтому соглашение о стратегическом сотрудничестве между США и Афганистаном, очевидно, будет подразумевать и сохранение там американских военных объектов.

«За сохранение баз выступает и Карзай, который стремится удержать ситуацию и сохранить власть после 2014 года, и Лоя-джирга (высшее собрание афганских народных и племенных представителей). Хотят этого и сами американцы, чтобы сохранить влияние в Центральной Азии и на Каспии, где сосредоточены крупнейшие запасы нефти и газа. Кроме того, базы в Афганистане позволяют держать под контролем Китай, Россию, Иран. Иными словами, есть экономические и геостратегические резоны, и США так просто режим Карзая талибам не отдадут», — отмечает Виктор Коргун, руководитель Центра изучения Афганистана Института востоковедения РАН.

Дело с базами выглядит решенным, и это начинает беспокоить Россию. Москва в этой связи предлагает сохранить контроль ООН над иностранными войсками в Афганистане и после вывода оттуда контингента НАТО в 2014 году. На этой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров по меньшей мере дважды затрагивал эту тему.

«Если военное присутствие в стране необходимо сохранять, тогда следует продолжать выполнять мандат Совета Безопасности. Если кто-то не желает выполнять мандат, полагая, что уже выполнил его, но при этом намерен развернуть и сохранять военные базы, то это нелогично. Кроме того, считаю, что территория Афганистана не должна использоваться для создания тех или иных военных объектов, которые бы вызывали обеспокоенность третьих стран», — завил он в интервью афганскому телеканалу «ТОЛО».

В сжатом виде позиция Москвы сводится к тому, что если США сохраняют военное присутствие в Афганистане, то на него надо получить мандат ООН в виде резолюции Совета Безопасности, который, между прочим, должен за одно и дать оценку тому что сделано в Афганистане за 11 лет войны.

«Присутствие НАТО сдерживает терроризм в регионе, и Россия заинтересована в том, чтобы США и НАТО раньше времени не ушли из Афганистана, — отмечает в этой связи Коргун, — Полицейские функции должны быть выполнены, тем более что на это есть мандат ООН. Но мы не заинтересованы в том, что бы НАТО оставалось в регионе как военная сила». Китайцы тоже.

На саммите НАТО в Чикаго, который будет посвящен Афганистану, формат и масштабы дальнейшего военного присутствия там войск США и НАТО будут, видимо, прояснены окончательно. Однако их статус, похоже, не устроит соседей.

«Мы заинтересованы в том, чтобы Афганистан был… нейтральным государством», — заявил Лавров. На деле же НАТО еще на один шаг приблизится к российским границам. Повод для новых трений.