https://www.funkybird.ru/policymaker

Война санкций: Батька против Евросоюза

Совет ЕС наступил на горло «кошелькам Лукашенко», правда, не в ущерб себе.

Совет министров иностранных дел Евросоюза принял новые ограничительные меры против белорусской власти. Согласно постановлению, опубликованному в Брюсселе, совет добавил к списку лиц, которым запрещен въезд на территорию ЕС и чьи банковские активы заморожены, 12 человек, поддерживающих режим или получающих выгоду от него и виновных в репрессиях против гражданского общества и демократической оппозиции в Беларуси. Совет ЕС также принял решение заморозить банковские активы в Европе 29 предприятий, контролируемых лицами, подпавшими под ограничительные меры в связи с той ролью, которую они играют в поддержке режима.

Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон заявила по результатам заседания: «Это хороший компромисс, включающий и набор целевых санкций. Процедура следующая: мы пытаемся понять, какие санкции могут принести наилучший эффект. Санкции — это не что иное, как инструмент, используемый в политическом процессе. Наша цель — убедить власти освободить политических заключенных и вернуться на путь добрых отношений с Европейским союзом и его государствами-членами».

Совет ЕС традиционно осудил политические репрессии, проводимые в Беларуси, призвал к немедленному освобождению политзаключенных и отмене смертной казни. Также был озвучен призыв уважать международные иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их сотрудников в Минске. Белорусская власть так же традиционно на эти призывы не обратила никакого внимания. Зато, когда огласили поименно новых обитателей черного списка Евросоюза, у Лукашенко появился повод для недовольства: под санкциями оказались два крупнейших белорусских бизнесмена, приближенных к семье белорусского президента — этих людей называют «кошельками Батьки».

Бизнесмен Юрий Чиж, согласно официальным документам Совета ЕС, «финансирует режим Лукашенко через свой холдинг «Трайпл», активен во многих секторах белорусской экономики… Позиции в республиканском спорте, которые он занимает(в особенности как председатель правления футбольным клубом «Динамо-Минск» и председатель Белорусской Федерации борьбы), подтверждают его близкие связи с режимом».

Юрий Чиж является личным другом Лукашенко и вторым номером в рейтинге самых влиятельных бизнесменов республики. Он владеет крайне многопрофильным холдингом «Трайпл», который в начале своей деятельности состоял из одного завода, занимающегося производством газированных напитков, однако сейчас основные области, в которых специализируется группа компаний, это оптовая торговля нефтепродуктами, строительство и производство строительных материалов, грузоперевозки. Кроме того, управляемый Чижом «Трайпл» занимается ресторанным и гостиничным бизнесом, продажей продуктов через крупную сеть гипермаркетов. Юрию Чижу принадлежат также футбольный клуб «Динамо» и даже питомник собак породы «среднеазиатская овчарка».

Сразу же после заседания, когда еще не были оглашены названия фирм, которые станут вне закона в Евросоюзе, анонимные источники сообщили прессе, что представители Словении попросили не включать в черный список одну из дочерних компаний Чижа. Возможно, именно прения по этому вопросу стали причиной того, что названия подвергнутых санкциям компаний были официально опубликованы только глубокой ночью 25 марта, и среди них действительно нет строительной фирмы «Элит-Истейт», входящей в холдинг «Трайпл». В конце 2011 года она подписала со словенской компанией «Riko Group» контракт на 100 миллионов евро на постройку отеля Kempinski в центре Минска. Не попали под действие санкций также находящиеся на территории Евросоюза и принадлежащие холдингу Чижа компании Latgales Alus D и Mamas D. Они располагаются в латвийском Даугавпилсе и занимаются производством биодизельного топлива.

Второй бизнесмен, внесенный в свежую редакцию черного списка Евросоюза, это Анатолий Тарнавский. Его включили в список с формулировкой «Близок к семье Лукашенко; спонсор Президентского спортивного клуба. Бизнес Тарнавского в сфере нефти и нефтепродуктов подтверждает его близкие отношения с режимом, принимая во внимание государственную монополию на нефтеперерабатывающий сектор. Его компания «Юнивест-М» — один из двух основных частных нефтяных экспортеров в Беларуси».

Другим подтверждением близких отношений Тарнавского с Лукашенко может служить то, что заместителем по маркетингу в «Юнивест-М» работает Анна Лукашенко, жена Дмитрия, среднего сына белорусского президента. Кроме нефти Анатолий Тарнавский занимается элитной жилой и деловой застройкой в белорусской столице и пригородах, ресторанным и отельным бизнесом. Но Тарнавскому, в отличие от Чижа, «скидок» не сделали, и все его компании попали под действие санкций.

Долларовый миллиардер и самый влиятельный в республике бизнесмен Владимир Пефтиев, которого называют личным казначеем Лукашенко, уже был в списке невъездных в Евросоюз с февраля 2011 года, тогда же европарламентарии «забанили» три принадлежащие Пефтиеву компании. 23 марта к ним присоединились еще 8 пефтиевских фирм. Среди них – спиртзавод, интернет-провайдер, инвестиционные компании.

Остальные 10 человек, которым запретили въезд в Евросоюз – силовики, имеющие прямое отношение к политическим репрессиям в республике. Среди них только одна женщина, судья Елена Жук, которая вынесла приговор политзеку Сергею Коваленко. В список также вошли: прокурор Дмитрий Лугов, также работавший по делу Коваленко. В список также вошли руководитель белорусского спецназа Хазалбек Атабеков, командир группы «Альфа» Олег Чернышев, сотрудники КГБ Александр Opлов, Иван Санько и Дмитрий Сухов, а также нынешний пресс-секретарь Следственного комитета Павел Траулько.

На сегодняшний день «черный список» включает 32 белорусские компании и 243 человека, во главе с президентом Александром Лукашенко.

Белорусские власти мгновенно отреагировали на решение Совета ЕС о расширении санкций – МИД республики распространил заявление, в котором сообщил, что официальный Минск не желает возвращения отозванных ранее послов стран ЕС, поддержавших санкции. Как заявил пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных: «Мы вынуждены незамедлительно приступить к реализации комплекса мер реагирования. О такой возможности наши европейские партнеры были заранее поставлены в известность. В сегодняшних условиях белорусская сторона не видит необходимости в присутствии на территории Беларуси отозванных послов государств, проголосовавших за данное решение. Европейские политики находятся в плену конфликтного мышления, они остаются заложниками логики принуждения и шантажа».

Следует отметить, что данное заявление — не более чем попытка сделать хорошую мину при плохой игре, потому что ранее уже сообщалось, что дипломатические службы Евросоюза совещаются с правительствами своих стран о том, чтобы сократить свое присутствие в Беларуси до уровня консульств.

В ответ на список «невъездных» в Евросоюз белорусских чиновников и бизнесменов, власти сделали невыездными из страны оппозиционных политиков, правозащитников, журналистов, причем, не предупреждая никого заранее – людей просто заворачивают на границе с некорректными формулировками: например, обвиняют в уклонении от призыва мужчин, чей призывной возраст истек 20-30 лет назад.

Лукашенко в интервью телеканалу Russia Today, которое транслировали также по белорусскому телевидению, заявил: «И то мы его (список невыездных – «СП») на полную мощь еще не ввели. Но введем. Это они (оппозиция – «СП») Западу подбрасывают фамилии, организации, предприятия и настаивают на введении экономических санкций. Что касается «выпустили — не выпустили», сегодня в Евросоюзе принят список так называемых невъездных, где и ваш покорный слуга. Этот список принят с подачи нашей «пятой колонны».

Однако, у невыездных оппозиционеров есть способ обойти запрет на выезд из Беларуси – попасть в Евросоюз можно через Москву, пользуясь отсутствием границы между союзными государствами, и власти республики об этом прекрасно знают, поэтому следует ожидать ужесточения внутреннего давления на оппозицию.

Политолог Сергей Кондратенков отмечает:

— Введение новых санкций может ухудшить политическую обстановку в республике, потому что Лукашенко будет вымещать на оппозиции то, что личным банкирам помешают зарабатывать для него деньги. А экономическое давление извне никак не повлияет на поведение белорусского народа – ведь даже прошлогодний финансовый кризис, приведший к параличу белорусской экономики, не смог породить серьезного общественного недовольства властью, перерастающего в какие-либо действия. К тому же новые санкции стали не настолько обширными, как ожидалось, поэтому имеет право на существование версия, что белорусские власти и Евросоюз все же ведут тайные переговоры по вопросам взаимных уступок.

Сейчас белорусские эксперты сходятся во мнении, что несмотря на то, что Беларуси особо нечем ответить Евросоюзу, новые санкции не слишком скажутся на ситуации в республике, потому что основным внешним инвестором остается Россия, и пока дотации Кремля будут продолжаться, Лукашенко не пойдет ни на какие уступки Западу.