https://www.funkybird.ru/policymaker

Внутренняя стража. Специальный репортаж Сладкова

Существует такое понятие — внутренняя безопасность государства. Вот при Петре I ей занимались солдаты, непригодные к полевой службе. Из них формировали так называемые внутренние батальоны, которые одновременно являлись резервом действующей армии. А вот 27 марта 1811 года император Александр I своим указом учредил Внутреннюю стражу — для борьбы с грабителями, разбойниками, для задержания беглых преступников, дезертиров и обеспечивания безопасности на ярмарках, церковных праздниках и народных гуляниях. Так были образованы внутренние войска России.

Солдаты правопорядка — так ещё частенько называют Внутренние войска МВД России. Силовое подкрепление полиции. Кулак, способный ударить по любым беспорядкам в крупных городах и провинции. Естественно, сейчас речь не идёт о голодающих шахтёрах, о бастующих жёнах офицеров, которым не выдают зарплату. Не выдавали, раньше. Но представьте себе толпу, заведённую провокаторами, толпу, крушащую всё на своём пути. Солдаты правопорядка — это и есть сила, созданная защитить обычных граждан.

«Внутренних войск должен боятся тот нарушитель правопорядка, который не уважает законы, не дружит с законом. Преступник должен боятся. Но мне очень не хотелось бы, чтобы солдата или офицера внутренних войск боялся простой человек, законопослушный человек, как это иногда бывает, вот мы знаем, нехорошие примеры из жизни органов внутренних дел, когда люди говорят: «А я боюсь сотрудника милиции», — замечает Анатолий Куликов, президент Клуба военачальников РФ, командующий Внутренними войсками МВД РФ в 1992-1995 гг., министр внутренних дел РФ в 1995-1997 годы.
Анатолий Куликов давно в отставке, но пенсионером его и язык-то не поворачивается назвать. Взять хотя бы его литературные труды — книги, посвящённые истории и современности Северного Кавказа.

Неделю назад в Москве состоялась презентация книги подчинённых генерала Куликова «Грозный. Особый район». Ветераны двадцать первой Софринской бригады Внутренних войск МВД России собрали все воспоминания однополчан — простых солдат, младших и старших офицеров об операции по освобождению чеченской столицы от боевиков в 2000 году. Треть изложенного материала — скрупулезная хронология событий. Никакой цензуры.

«Когда мы вот все собирались, работали, вспоминали всё это. Это нужно, это нужно для офицеров, которые сейчас служат, которые позже будут служить», — убежден Игорь Лобастов, ветеран Внутренних войск МВД РФ.

Своими воспоминаниями поделились участники операции в Грозном из других ведомств. Благодаря разносторонне изученной картине схваток на разных улицах, в разных районах, складывается ясная картина происходившего в этом самом многострадальном городе Северного Кавказа на рубеже XX-XXI веков.

«Всё, что там написано, это написано кровью, жизненным опытом, и, изучив эту книгу, гораздо проще будет следующим поколениям выполнять аналогичные задачи. Мы, конечно, хотели бы, чтобы их не было, но мы живем в таком мире, неизвестно, что будет завтра», — говорит Геннадий Фоменко, ветеран Внутренних войск МВД РФ.

«Поскольку изменилась ситуация в стране и появился сепаратизм, замешанный на национализме, войска к середине 90-х годов сумели сформировать на базе частей, которые охраняли исправительно-трудовые учреждения, части оперативного назначения. Расширился состав специальных моторизированных частей милиции, усилились части по охране особо важных объектов. И войска к резкому изменению обстановки к 94-му году сумели уже подготовиться, чтобы противодействовать этим новым вызовам», — рассказывает Анатолий Куликов.

Кинологический центр отдельной дивизии особого назначения внутренних войск МВД России. Такого уровня организации я не видел ни в нашей стране, ни за рубежом. Образец. Включай камеру и снимай учебный фильм. Здесь служат солдаты-срочники. В шесть утра подъём, зарядка, завтрак, а потом к собакам. Дрессировка. Если нет боевой службы.

«Собаки все рабочие. Собаки все выучены. Тут больше не собака учится, а человек учится, как с собакой работать. Потому что собака учёней», — говорит Павел Соколин, начальник кинологического центра.

Свою службу кинологов организовали и в Центре спецназначения внутренних войск. Размещаться и кормиться их собаки будут здесь, а вот работать совершенно по другой программе. Спецназ есть спецназ.

«В жизни бывают моменты, когда человек десятилетиями готовится. Его обучают в училище, в академиях. И, может быть, потребуется в этой жизни одна минута за службу, когда нужно принять решение на основе приобретенного опыта и полученных знаний. У меня были такие минуты в жизни», — вспоминает Анатолий Куликов.

Поклонная гора. Музей Вооруженных сил. Молодой офицер буднично заходит в зал и опускает на стол чемоданчик — в нем ордена, медали. К награждению готовится группа офицеров МВД и Внутренних войск. Многие прибыли в столицу с Кавказа.

«Сегодня в этом строю, в этом зале находится та золотая молодежь России, которая может по праву гордится званием «Защитник Отечества», защитник нашей России», — говорит на церемонии награждения Николай Рогожкин, главнокомандующий ВВ МВД РФ.

Знаете ли вы, что означает для кадрового офицера очередная звездочка на погонах. А если ещё звание присвоено досрочно. Но особняком стоят боевые награды. Как правило, их кому попало не дают. И человек, имеющий медаль, заслуженную в перестрелке, в засаде, а то и орден, в своём подразделении котируется гораздо выше, нежели молодые или старые, но необстрелянные офицеры.

«Ни одно государство в мире без силовой структуры, какую у нас представляют внутренние войска, не может обойтись. Это очень необходимый для обеспечения стабильности [элемент]. А стабильность нужна и для политической жизни, и для экономики страны, и просто для граждан, для всего гражданского общества. Так вот, ни одно государство без такой структуры не обойдется», — уверен Анатолий Куликов.