https://www.funkybird.ru/policymaker

Российская экономика может лишиться точки опоры

Самой большой головной болью Владимира Путина на посту президента может оказаться не общественный запрос на перемены, а «тектонический сдвиг в экономике», связанный с переходом от положительного сальдо торгового баланса к отрицательному, считает обозреватель The Financial Times Чарльз Кловер. По мнению аналитика инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал» Ивана Чакарова, «эпоха легких денег» может закончиться в середине третьего срока Путина. Если цены на нефть в очередной раз не вырастут почти вдвое, Кремлю придется проводить девальвацию национальной валюты, сокращать расходы или брать деньги в долг.

По данным газеты, в период с 2000 по 2011 активное сальдо торгового баланса России составило 785 млрд. долларов. За это время цены на нефть выросли вчетверо, бюджетные расходы в реальном исчислении – в девять раз, заработная плата почти утроилась. Эксперты отмечают, что Россия в экономическом плане впадает во все большую зависимость от внешних факторов, таких как цены на нефть, что видно, в частности, по стабильному росту бюджетного дефицита, вычисленного без учета нефтяных доходов. На этот показатель обратил внимание глава представительства МВФ в России Одд Пер Брекк, говорится в статье.

Из-за щедрых отчислений на социальные нужды (которые парадоксальным образом противоречат президентской программе Путина, отмечает корреспондент) активное сальдо торгового баланса сокращается. По прогнозу МВФ, при средней цене на нефть в 100 долларов за баррель он может перейти в отрицательную зону к 2016 году, в месячном исчислении нулевая отметка может быть достигнута уже к концу текущего года, если нефть будет стоить 110 долларов за баррель, добавляет The Financial Times. По прогнозу Чакарова, «великий переход» к отрицательному торговому балансу может произойти в 2015 году. Первые признаки движения в этом направлении Чакаров усматривает в том, что в 2010-2011 годах бюджетные расходы в реальном исчислении практически не росли, а федеральный бюджет в 2009-2010 годах сводился с умеренным дефицитом, и лишь благодаря тому, что нефтяные цены подросли, в прошлом году удалось добиться небольшого профицита. Автор статьи напоминает, что в последний раз отрицательное сальдо торгового баланса (в квартальном выражении) было зафиксировано в конце 1997 года, незадолго до дефолта.

Чарльз Кловер признает, что сейчас российская экономика находится в более выгодном положении, чем в 1997 году. В частности, это касается качества экономического регулирования и размера валютных резервов. Примеры других стран (в том числе США), которые справляются с «двойным дефицитом» (бюджетным и торгового баланса), привлекая инвестиции из-за рубежа, показывают, что отсутствие «нефтедолларовой подушки» не обязательно означает катастрофу. Если российское правительство в целях повышения инвестиционной привлекательности страны наконец реформирует ее экономическую и судебную системы, такой поворот будет даже благотворным. «Думаю, у Путина просто нет иного выхода, кроме как провести реформы», – сказал Чакаров. Неназванный банкир в интервью The Financial Times высказал мнение, что инвесторы, которые согласятся вкладывать деньги в России, получат возможность влиять на внутреннюю политику страны.

В прошлом году отток капиталов из России на фоне политической нестабильности составил 84 млрд. долларов, и «почти незамеченным» он остался лишь благодаря «нефтедолларовой подушке», отмечает автор.

Ведущий экономист «Ситибанка» Элина Рыбакова оценивает перспективу привлечения иностранных инвестиций скептически. Ее коллега из «Сбербанка» Ксения Юдаева, напротив, полагает, что Россия выгодно смотрится на фоне других развивающихся рынков. Она, впрочем, не отрицает, что Путину придется провести ряд реформ. По мнению Юдаевой, равновесие будет восстановлено путем мягкой девальвации рубля, которая начнется, когда профицит счета текущих операций с нынешних 5,5 % ВВП сократится до 2 %.

Тем не менее, «великий переход» неизбежно приведет Россию к полной трансформации управления экономикой, говорится в статье. Кремлю, возможно, придется отказаться от популярных предвыборных обещаний и наращивания оборонных расходов, пойти на увеличение внешнего долга, приватизировать государственные активы и провести пенсионную реформу, причем реализация последних двух задач будет связана с рядом политических затруднений.