https://www.funkybird.ru/policymaker

ВМФ России: воспоминания о будущем — часть II

Газета «Военно-промышленный курьер» продолжает публикацию статьи, посвященной анализу важных для отечественного Военно-морского флота событий 2012 года и историческим аспектам создания российских БНК основных классов.

Началось со «Стерегущего»

Особенности геополитической обстановки конца 90-х нашли отражение во взглядах на корабельный состав Военно-морского флота РФ, отвечающего интересам нашей страны в XXI веке. В 1999 году ВМФ разработал ОТЗ на создание многоцелевого корабля ограниченного водоизмещения ближней морской зоны (по международной классификации – корвет).

Смотришь на представленные изображения и данные заложенного 1 февраля нынешнего года корвета «Гремящий» проекта 20385 и понимаешь: похоже, конструкторы воплотили идеи и замыслы советского периода с учетом новых типов оружия, энергетики и электроники. В корпусе корабля водоизмещением всего 2200 тонн удалось разместить новый ЗРК средней дальности, противолодочное, противоторпедное вооружение с «приличной» гидроакустикой, ударный ракетный комплекс для стрельбы по кораблям и берегу, вертолет, несколько артсистем, средства обнаружения, разведки, целеуказания, РЭБ.

Понятно, что не все так идеально, как хотелось бы: на предшественниках – корветах проекта 20380, которых сейчас два в строю, дорабатываются некоторые элементы вооружения и оборудования, но это дело времени.

20 декабря 2001 года на СЗ «Северная верфь» был заложен головной корвет «Стерегущий» (заводской № 1001) проекта 20380. Когда он, первый корабль серии, появился, говорили много нелицеприятного: вооружение слабое, отставание от Запада, затянутые сроки строительства и другое. Да, вооружение корабля не было достаточно мощным и абсолютно новым (за исключением комплекса «Пакет» и радиоэлектроники), еще и проблемы со сдачей, оборудованием и механизмами…

Тем не менее с момента начала работ по «Стерегущему», как считают специалисты, фактически началось строительство флота России XXI века, а этот корвет стал первым кораблем ближней морской зоны IV поколения.

Уникальные ТТХ

Модульный принцип строительства корабля не только снижает производственные затраты, но и обеспечивает его высокий модернизационный запас в течение всего жизненного цикла (30 лет). В процессе строительства серии предусмотрено устанавливать на корвет более совершенное оружие и технические средства.

Корабль оснащен интегрированной системой ГКП для сбора, обработки и отображения информации об окружающей обстановке как от собственных источников информации, так и от взаимодействующих сил. Эта система позволяет оценить ситуацию и выработать решение на ведение боевых действий как одиночного корабля, так и тактической группы, а также осуществлять тактическое и информационное взаимодействие с другими силами, применять оружие одиночно и в группе, маневрировать, оценивать безопасность плавания.

Малогабаритный противоторпедный комплекс (МПТК) «Пакет-Э» создан в московском ГНПП «Регион» (генеральный директор – главный конструктор Е. С. Шахиджанов). Предназначен для уничтожения подводных лодок в ближней зоне корабля и торпед, атакующих надводный корабль. ПУ и ТПК разработаны в петербургском КБСМ (главный конструктор В. Ф. Потапов). Основные данные торпед комплекса «Пакет» представлены в таблице, напечатанной в предыдущем номере «ВПК».

«Стерегущий» был спущен на воду в феврале 2008-го и включен в состав ВМФ России в октябре того же года. Второй корабль этого проекта – «Сообразительный» заложили в мае 2003-го, третий – «Бойкий» – 27 июля 2005-го.

Со сдачей второго корвета (первого серийного) состав вооружения был изменен да и отношение специалистов к понятию «многоцелевой» корабль для проекта 20380 поменялось. «Сообразительный» передали заказчику 14 октября 2011 года. Основное отличие от головного корабля – ЗРК «Редут», первый в российском ВМФ. На кораблях такого класса и водоизмещения подобные комплексы ранее не размещали.

Говоря об экспортной модификации корвета, генеральный директор – генеральный конструктор ЦКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко отметил, что вместо «Каштана» корабли проекта «Стерегущий» могут получить комплекс «Риф-М», в комплекте которого до 12 ракет с дальностью поражения до 40 и с высотой поражения до 20 километров.

Сокращенный ЗРК «Риф-М»

Для малых СКР класса «корвет» водоизмещением от 1000 до 3000 тонн МНИИРЭ «Альтаир» (Концерн ПВО «Алмаз-Антей») с 90-х годов создает перспективную малогабаритную систему, построенную на базе сокращенной комплектации ЗРК «Риф-М» с использованием только зенитных ракет типа 9М96Е с активной ГСН и бортовой инерциальной системой наведения, которые обладают высокими динамическими характеристиками, необходимыми для перехвата современных воздушных целей, и высокой вероятностью их поражения. Истинное название системы долго не раскрывалось, но недавно стало известно, что это ЗРК «Редут». Согласно открытой информации экспортный вариант комплекса имеет ВПУ. Возможности и состав «Редута» максимально приближены к характеристикам ЗРК «Витязь».

Новинкой данной ракетной системы являются ЗУР средней дальности 9М96Е и 9М96Е2, разработанные МКБ «Факел» имени П. Д. Грушина. Они уже неоднократно представлялись на международных выставках вооружения, предлагалось интегрировать эти ракеты в наземные ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» (СПУ с ТПК ракет демонстрировалась на МАКСе) и С-400 «Триумф». До 2003 года ЗУР 9М96Е прошли стадию бросковых испытаний и сейчас процесс их доводки продолжается.

Теперь серийные корветы проекта 20380 будут обладать ЗРК «Редут», что в совокупности с ракетным комплексом «Уран» (разработчик КТРВ), противолодочным вооружением «Пакет» и вертолетом делает данные корабли действительно многоцелевыми. Но, похоже, это не предел для отечественных кораблестроителей, о чем свидетельствуют последние события, например закладка «Гремящего». Новый корабль представляет собой усовершенствованный вариант проекта 20380, причем если сравнивать с первым «Стерегущим», я бы сказал, «сильно усовершенствованный».

Боевые возможности корабля существенно повышены установкой нового универсального РК «Калибр-НК» с унифицированной ПУ под несколько типов ракет – противокорабельных и для стрельбы по береговым целям. В состав вооружения нового КРВ также входят ЗРК «Редут», 100-миллиметровая АУ А-190, два зенитных автомата АК-630М, комплекс ПЛО «Пакет». На корвете будет базироваться противолодочный вертолет Ка-27ПЛ.

По словам Александра Шляхтенко, новые корабли (проект 20385) гораздо более серьезные боевые единицы. Речь идет об улучшенных ТТХ, обновленной главной энергетической установке, системах вооружения, навигации. Принявший участие в официальной церемонии закладки «Гремящего» командующий Северным флотом вице-адмирал Владимир Королев отметил, что поступление кораблей проекта 20385 позволит российскому ВМФ решить проблему защиты ближней морской зоны нашей страны – эта задача для нас очень актуальна.

Экспортная модификация корвета «Стерегущий» (проект 20382 «Тигр») уже привлекла внимание ряда иностранных государств. От аналогичных образцов западной постройки «Тигр» отличается меньшей стоимостью, низким уровнем физических полей, высокой степенью автоматизации управления, использованием технологии «Стелс».

В то же время в рамках реализации ВМС США концепции «боевой корабль прибрежной зоны» (Littoral Combat Ship – LCS) прошел ходовые испытания уже третий вымпел – «Форт-Уэрт» (Fort Worth). Передача его американскому флоту запланирована на начало 2012 года. Первый корабль LCS1 «Свобода» активно использовался и был поставлен в конце февраля в сухой док в Сан-Диего на небольшой ремонт продолжительностью шесть недель для ликвидации неполадок после испытаний в Южной Калифорнии. Пентагон намерен построить 20 кораблей по программе стоимостью семь миллиардов долларов, рассчитанной на 2010–2015 финансовые годы. А всего до 2020-го планируется передать ВМС США 55 боевых надводных кораблей LCS на сумму свыше 20 миллиардов долларов. Но это другая страна, другие возможности и задачи вдали от родных берегов.

Вслед за «партнерами» Россия втянулась в гонку современных военно-морских вооружений – за РПКСН, МЦАПЛ и ДЭПЛ проектов 955, 885 и 667 начали появляться новые надводные корабли. Кораблестроительная программа ВМФ РФ постепенно раскручивается – в постройке и в планах находится уже достаточно большое число НК и ПЛ для того, чтобы представить себе облик российского флота через 10–20 лет. Давно наш ВМФ не пополнялся новыми надводными кораблями основных классов, в том числе спроектированными и построенными в XXI веке.

Окончание следует.