https://www.funkybird.ru/policymaker

Южная Осетия: выборы довели до отставки

Генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев вечером во вторник написал заявление об отставке. Он подчеркнул, что принял такое решение накануне выборов президента республики, которые пройдут 25 марта. Отставка Хугаева была одним из условий декабрьского соглашения между экс-президентом Эдуардом Кокойты и оппозицией во главе с Аллой Джиоевой. Но парламент дважды отказался увольнять генпрокурора республики.

Накануне президентских выборов в Южной Осетии генпрокурор республики Таймураз Хугаев подал в отставку, об этом стало известно вечером во вторник.

«Осознавая свою ответственность перед будущим Южной Осетии, стараясь обеспечить консолидацию нашего общества в непростой период смены власти в стране, я принял решение уйти с поста гепрокурора республики по собственному желанию», — говорится в заявлении Хугаева, которое цитирует местное информационное агентство «Рес».

Генпрокурор подчеркивает, что его отставка связана с предстоящими выборами главы республики. «Считаю, что избранному народом новому главе государства нужно будет организовывать работу без оглядки в прошлое, выстраивать властные структуры государства, опираясь на собственное видение процессов его развития», — говорится в заявлении.

Уход со своего поста Хугаева, близкого к экс-президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты, было одним из условий договора оппозиции и властей непризнанной республики, который был подписан при посредничестве Москвы в декабре. Несмотря на это соглашение, Хугаев долго время отказывался подавать в отставку, опираясь на поддержку в парламенте.

Генпрокурора пытались лишить поста в отставку дважды — первый раз после заключения соглашения между Кокойты и оппозицией во главе с Аллой Джиоевой в декабре. Перед уходом со своего поста Кокойты подписал соответствующее распоряжение, освобождая генпрокурора и главу Верховного суда Ацамаза Биченова от занимаемых должностей. Однако 14 декабря парламент Южной Осетии проголосовал против этих отставок.

В середине января Джиоева, чье избрание президентом было аннулировано усилиями Хугаева и Биченова, сочла соглашение с Кокойты невыполненным и отозвала свою подпись, объявив о подготовке к инаугурации. Но в итоге она не состоялась, накануне церемонии в ее штаб в Цхинвали ворвались сотрудники правоохранительных органов. Сторонники Джиоевой сообщили о массовых избиениях и задержаниях, сама Джиоева с подозрением на инсульт и гипертонический криз оказалась в реанимации.

Второй раз отставки генпрокурора потребовал исполняющий обязанности президента Южной Осетии Вадим Бровцев, направив в парламент соответствующее уведомление. Но оба раза депутаты отказывались увольнять Хугаева.

Накануне выборов давление на ближайшего соратника Кокойты усилилось: на прошлой неделе Бровцев направил в парламент новое уведомление об отставке Хугаева. С жестким заявлением выступил посол Южной Осетии в России, кандидат в президенты Дмитрий Медоев, который на выборах 25 марта считается кандидатом Кремля. «Обещаю вам, что одним из первых моих решений в случае избрания меня президентом Республики Южная Осетия будет инициирование роспуска парламента, который в настоящее время превратился в поистине «антинародный» орган, управляемый Хугаевым и Кокойты», — заявлял Медоев.

В своем заявлении об отставке Хугаев упоминает эти попытки добиться его увольнения.

«Да, были попытки добиться моего отстранения. Да, предпринимались меры давления на меня и на мое ближайшее окружение. Но все они не принесли никакого результата, потому что правда была не за теми, кто все это инициировал. Я ухожу сам. Ухожу не сломленным!» — подчеркивает генпрокурор. Он также выражает признательность депутатам парламента, отказавшимся выполнять «необоснованные представления об отставке».

После недавнего представления об отставке Хугаева близкий к руководству Южной Осетии источник заметил

«Газете.Ru», что возобновившиеся попытки уволить Хугаева, «который, безусловно, этого заслуживает», сейчас направлены «на то, чтобы успокоить электорат и выполнить соглашение» с противниками Кокойты. «Хугаев — мощнейший раздражитель для людей. Убрать его значит дать понять, что власть держит свои обещания, что ей можно доверять», — пояснял политолог Алан Парастаев.