https://www.funkybird.ru/policymaker

Сроки израильского удара по Ирану

В международном стратегическом спектре имеют место быть спекуляции, что Израиль может нанести превентивный удар по иранским ядерным объектам в июне 2012 года. Теоретики говорят, что о неизбежности такого удара можно судить по недавним сообщениям и намекам сделанным министром обороны США Леоном Панетта (Leon Panetta) и председателем Объединенного комитета начальников штабов Мартином Демпси (Martin Dempsey) из которых следует, что Израиль может сделать это без предоставления какой-либо информации в Вашингтон. Кроме того, теоретики утверждают, что возможность израильского удара стала гораздо выше после недавних испытаний центрифуг «нового поколения» по обогащению урана в Куме и выхода в свет последнего доклада Международного агентства по атомной энергии.

В докладе МАГАТЭ ясно указывает, что существующие дипломатические санкции не оказали большого влияния на Иран, который приступил к обогащению урана, что является ключевым компонентом программы создания ядерного оружия. Для того, чтобы остановить нынешнее развитие событий итогом которого может стать то, что Тегеран станет ядерной державой, которая получит в итоге лучшее положение, чтобы исполнить свои часто повторяемые угрозы по уничтожению еврейского народа. То есть Израиль может отказаться от своих тайных операций и атаковать иранские ядерные объекты по образцу того, что он сделал с советскими зенитными батареями в Сирией и в Осираке (иракский ядерный реактор) в 1981 году и 1982 соответственно.

Иерусалим, добавляют теоретики, может сделать это до того как Иран войдет в так называемую «иммунитет-зону», когда его ядерные объекты будут слишком сильно укреплен для того, чтобы любой военный удар по ним имел успех. Однако было бы удивительно, если Израиль будет спешить в своих действиях, будет делать это в одиночку или нанесет превентивный удар по Ирану. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху указал в своем недавнем выступлении на ежегодной конференции Американо-израильского комитета по связям с общественностью, что Иерусалим все еще может ждать, когда он заявил: «Мы ждали, чтобы дипломатия сработала; мы ждали, чтобы санкции сработали. Никто из нас не может позволить себе ждать еще дольше».

Можно отметить здесь лишь два слова: «еще дольше». Есть веские основания полагать, что Иерусалим не будет действовать второпях. Тщательный анализ последних заявлений госсекретаря США Хиллари Клинтон и ее британских коллег и коллег из ЕС (Уильям Хейг и Кэтрин Эштон), показывает, что главные Западные державы теперь серьезно относятся к содержанию предполагаемой иранской программы по созданию ядерного оружия. В настоящее время они сделали выбор в пользу дипломатии, жестких санкций и диалога по этому вопросу.

Таким образом, в предстоящем диалоге на 5 +1 форуме, Франция, Германия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты будут обращаться с давлением по отношению к Ирану, угрожая военными действиями в целях остановки ядерной программы Ирана. Они будут прикладывать все усилия в их двусторонних переговорах с Россией и Китаем, с тем, чтобы убедить их согласиться на суровые санкции против Ирана, как единственный способ предотвратить военный удар против него. Но есть и достаточное количество оснований, чтобы предположить, что военный вариант (Израиль уже давно выступает за это) может быть использован, если дипломатия, более жесткие санкции и диалог потерпят неудачу.

Во время только что завершившегося визита Биньямина Нетаньяху в Белый дом, президент США Барак Обама обозначил такую возможность очень ясно, когда сказал: «Я оставляю за собой право на любые решения. Моя стратегия в этом вопросе не будет сводиться только к сдерживанию. Она заключается в том, чтобы не дать Ирану заполучить ядерное оружие» (ЦИТАТА).

Исходя из этого, Израиль, вероятно, найдет более практичным подождать до поры до времени, и пусть новый курс, принимаемый Соединенными Штатами и их союзниками достигнет логического конца. Более того, Израиль может позволить себе ждать. Иерусалим, кажется, далеко продвинулся в военном отношении с группой «Проект Даниэля», еще в 2003 году весьма ответственно восприняв предостережения по поводу предполагаемой иранской угрозы премьер-министра Ариэля Шарона.

Тегеран представляет особой угрозу для Иерусалима в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Он должен быть в курсе того, как ВВС Израиля действовали в течение 1973 года (Война Судного дня), в 1982 году (ливанская война), в 2006 году (Вторая ливанская война против Хизбаллы) и в 2008-2009 годах (операция Литой свинец против ХАМАС). Тегеран должен быть весьма недальновиден, чтобы напасть на Иерусалим и рискнуть вызывать свое собственное разрушение, исходящее от намного более продвинутого в военном отношении Израиля, что будет только способствовать выгоде арабов-суннитов, а также турок, которые хотят играть главную роль в регионе.

Кроме того, Тегеран может опасаться того, что запуск производства и использования ядерных вооружений может создать волну антииранских настроений в арабском мире. Даже если Тегеран создаст ядерное оружие завтра, вряд ли он использует его для атаки на Иерусалим. Ядерный Иран будет воздерживаться от нападения на Израиль, опасаясь возможности намного превосходящего «ядерного» ответа, а также «отклика» из Соединенных Штатов. Как заявил президент Обама в своем последнем обращении к AIPAC, «цели двух народов синхронизированы» посредством «общих ценностей, общей истории и связей», имеет место быть «глубокая двухпартийная приверженность государству Израиль … независимо от того, будь то демократическая или республиканская администрация». Небезынтересно и «рабочее предположение: мы вернулись в Израиль».

При такой позиции США, Тегеран должен знать, что любое нападение на Израиль, практически со 100-% вероятностью вызовет массированное возмездия не только из Иерусалима, но и Вашингтона. Кроме того, в Иерусалиме понимают, что не только Израиль выступает против ядерной программы Ирана. Модель поведения мировых лидеров в Организации Объединенных Наций и в других местах по иранскому ядерному вопросу ясно показывает, что почти все они выступают против предполагаемой ядерной программы Ирана.

В связи с официальной идеологией «пост-шахского» Ирана и его постоянной поддержкой исламистских сил во всем мире, все они, похоже, боятся возможных последствий от появление Ирана в качестве ядерной державы. Это уже почти привело к консенсусу между США, Европой, Россией, Китаем, Индией, Саудовской Аравии, Кувейтом, ОАЭ, Азербайджаном, Таджикистаном, Туркменистаном и другими странами, в стремлении остановить получение Ираном ядерного оружия. В связи с этим, Израиль может рассчитывать, что было бы лучше подождать и использовать дипломатию, чтобы действовать посредством некоторого, с позволения сказать «альянса» крупных глобальных и региональных игроков, которого Иран очень бы опасался.