https://www.funkybird.ru/policymaker

Мир делает ставку на молодой российский авангард

Избрание бывшего, а теперь и будущего президента России, Владимира Путина наводит на мрачную мысль, что недолгое и вдохновляющее политическое пробуждение России в прошедшем году было напрасным. Он добился того чего хотел — сменил своего протеже Дмитрия Медведева и возвратился в Кремль, его возвращение означает укрепление авторитаризма и политический застой.

Но эта победа может стать последней как для Путина, так и для путинизма. Будущее определяется поведением растущего российского среднего класса, класса который интегрирован в мир и чужд коррумпированным политикам Кремля.

Впервые я приехала в Советский Союз в 1979 году в качестве аспиранта. Что меня сразу же поразило, так это как советские граждане ходили — глядя себе под ноги. Это было испуганные и забитые люди, многие из которых не по наслышке знали об жестокости и бесчеловечности сталинизма. Репрессии отбрасывают длинную историческую тень.

Когда Путин пришел к власти, он восстановил деспотическую власть государства — уничтожил независимость судебной системы; стал назначать губернаторов вместо их избрания населением; закрыл едва ли не все независимые телеканалы. Несколько журналистов, из тех кто бросил вызов власти, как например Анна Политковская, заплатили за свой вызов самую высокую цену.

Но, если говорить о жестокости или о распространённости на население в целом, то репрессий в советском стиле не было. Немногие сейчас помнят те темные дни. Кроме того, в то время как телевидение стало рупором Кремля, интернет расцвел как место, где были слышны альтернативные голоса.

В ходе визита в Москву в качестве госсекретаря в 2007 году, на встрече с молодыми предпринимателями, я выразила обеспокоенность по поводу отсутствия независимых СМИ. Один молодой человек остановил меня, сказав: «Кто смотрит телевизор? Мы все сидим в интернете».

Он мог бы добавить, что все они работали за пределами России — в международных юридических, консалтинговых и бухгалтерских фирмах. Более половины из них учились за границей, в престижных бизнес-школах Европы и Соединенных Штатов.

Эти молодые люди составляют относительно небольшой процент населения России. Но посмотрите на Москву, Санкт-Петербург или даже на Владивосток: растет городской средний класс, люди которые имеют свои квартиры, обставляют их мебелью из «Икея», балуют своих детей в МакДональдсах. Они привыкли к нормальной жизни и у них есть разные планы на будущее.

Путин основывает свою легитимность на процветании и порядке, но он кажется не понимает, что процветающее население будет требовать ещё и уважения. Заявив, что он снова будет президентом, а затем участвуя в фальсификации голосования во время декабрьских парламентских выборов, он оскорбил русский народ. Многие устали от такой политической системы, когда руководство страны ведет себя скорее как гангстерский синдикат по продаже природных ресурсов, чем как национальное правительство.

Пока не ясно, будут ли изменения революционными или эволюционными. Если власть имущие выучат уроки прошлого года и проведут пусть даже умеренные реформы, то они могут преподнести своему народу огромный подарок, подарок, какого ещё не было в истории России: мирные перемены. Если этого не произойдет, то конфликт неизбежен. И опыт России в революциях не очень хорош.

Многое зависит от того, кто извлечёт выгоду из жажды перемен. Одновременно со спадом уличных протестов, должна начаться тяжелая работа по политической организации. В этой связи, либеральным, или, как их ещё называют «правым», силам необходимо обратиться к конкретным экономическим и социальным проблемам русского народа. Слишком часто различные движения сплачивались вокруг сильной личности, сохраняя лишь минимальные связи с устремлениями населения. На этот раз у либералов есть готовый электорат в лице растущего среднего класса и его молодого авангарда. Они не могут, не должны упустить эту возможность.

В противном случае, знаменосцами перемен могут стать радикальные националисты, или даже перелицованные на новый лад коммунисты, которые вполне способны использовать растущую неудовлетворенность людей, подменив её ксенофобией и, в конечном счете, отказаться от демократических принципов.

Есть ли у нас возможности повлиянить на результат? Некоторые есть, хотя их и немного. Конечно же, мы должны еще громче говорить об уважении прав человека и верховенстве закона. Кроме того, несомненно, снижение цен на нефть лишит Кремль легких денег, которые питают коррупцию, личные состояния и авторитаризм. Это еще один веский аргумент в пользу развития значительных источников энергии в Северной Америке.

У России, которая развивает свой человеческий капитал, а не только разрабатывает свои природные ресурсы, есть потенциал, чтобы внести реальный вклад в создание более процветающего мира. Медведев однажды сказал мне: «У России больше отличных программистов и математиков, чем у любой другой страны в мире». Я попридержала язык и не ответила: «Да, но они работают в Пало-Альто и Тель-Авиве». Если они найдут работу в Москве и свяжут своё будущее с Россией, то эти русские могут изменить ситуацию. Мы можем развивать связи государственного и частного секторов с этими людьми. Вступление России во Всемирную торговую организацию, которое должно быть поддержано, также может способствовать диверсификации экономики .

Веками, статус России как великой державы, в значительной степени опирался на военную мощь, природные ресурсы, запугивание соседей и подозрительность к внешнему миру. Внешняя политика США («перезагрузка» или какая-либо другая) не изменит эту реальность, потому что её фундаментом является характер внутренней политики России. Каким бы освежающим ветром повеяло бы, если бы власть Кремля основывалась на творчестве своего народа — не слишком сумасшедшая идеи для нации, которая на протяжении всей своей бурной истории демонстрировала выдающиеся достижения в различных областях искусства и фундаментальных наук.

Новое поколение россиян громко настаивает на уважении со стороны тех, кто будет управлять, возможно, они даже требуют чтобы спросили их согласия на то чтобы ими управляли. Мы кровно заинтересованы в их успехе и обязаны помочь им достичь его.

Кондолиза Райс была госсекретарём США в 2005-2009 г.г.