https://www.funkybird.ru/policymaker

Исповедь проигравшего

Хотелось бы начать эту статью с сообщения о своей, ученого-гуманитария, победе на местных выборах. Но, увы — в борьбе за мандат депутата муниципального собрания Лосиноостровского района я проиграл, причем оказался на третьем месте, обойдя по числу голосов лишь двух соперников из четырех. А ведь я представлял КПРФ, которая 4 декабря 2011 г. на думских выборах в этом округе ненамного, но все-таки обошла по количеству голосов «Единую Россию».

Анализировать причины поражения проигравшему нелегко — невольно рискуешь или голову пеплом посыпать, или пытаться найти какие-то доводы для самооправдания. Но я все же попробую отрешиться от эмоций и, насколько возможно, хладнокровно оценить и предвыборную кампанию, и сами выборы, и их итоги.

Началась эта кандидатская эпопея для меня как раз 4 декабря 2011 г., когда я был членом участковой комиссии с совещательным голосом на одном из участков. Сейчас уже немногие помнят, но на тех выборах не было такого количества наблюдателей, как 4 марта 2012 г. на президентских, так что защищать голоса избирателей должны были мы вдвоем с еще одним представителем КПРФ. Очевидно, моя бдительность была оценена по достоинству — местная ячейка коммунистов рекомендовала, а городская конференция утвердила меня в качестве одного из нескольких сотен кандидатов в муниципальные собрания.

Мне эта идея показалось интересной — в кои веки удастся увидеть выборы глазами не избирателя, а их непосредственного участника. К тому же шансы свои я оценивал достаточно высоко, ведь, как было отмечено выше, КПРФ в этом округе на выборах в Госдуму победила.

Тактика

Именно отталкиваясь от этого внушающего оптимизм факта, я и строил свои планы относительно хода предвыборной кампании. Мне казалось, что для победы будет достаточно, если избиратели будут знать, что я представитель коммунистов. Вот только я не знал, что сделать это будет совсем непросто. На местных выборах нет никаких дебатов, не предусмотрено никакой агитации в популярных СМИ (в раскладываемой по почтовым ящикам местной газете не была опубликована программа ни одного из претендентов ни по одному из округов) — кандидатам дали лишь два часа на общение с электоратом в помещении районной библиотеки. При этом общественность никак об этих мероприятиях не информировалась, да и проходили встречи в рабочее время.

Так что единственным способом хоть как-то сделать себя узнаваемым на муниципальных выборах является распространение листовок. Но тут другие сложности — если агитационные материалы развешивать на досках объявлений, то их быстро сорвут. Если раскладывать по почтовым ящикам, то средств придется затратить немало, а эффект отнюдь не гарантирован. На стендах управы мои материалы провисели лишь пару суток, потом там, на месте, предоставленном кандидатам, не было уже ничьей агитации.

Оптимальным в этой ситуации представлялось размещение листовок на закрытых стендах одной московской коммерческой фирмы. Цена вопроса — 3 рубля в сутки за одну листовку формата А5. К сожалению, эта мысль пришла в голову не только мне, но и двум моим основным конкурентам — представителю ветеранской организации и партии «Справедливой России».

Последний, собственно, спутал все карты. Фактически на одном участке оказалось два кандидата с весьма близкой политической позицией. Забегая вперед, скажу, что именно это и предопределило мое и его поражение в итоге.

В правящей партии явно учли неудачный опыт декабрьских думских выборов и придумали, как действовать на муниципальных. О трюке с сокрытием представителей «Единой России» знают, наверное, все москвичи. В столице практически все кандидаты, близкие или даже состоящие в этой партии, скромно умолчали о своей партийной принадлежности, сделавшись самовыдвиженцами. В результате их оппоненты, в том числе и автор этих строк, вынуждены были соревноваться с тщательно закамуфлированными соперниками. В моем округе избиратели должны были попытаться угадать, кто же из трех самовыдвиженцев представитель правящей партии.

Ну и как-то так получилось, что коммунистам пришлось во многих одномандатных избирательных округах соревноваться со справедливороссами или, если угодно, справедливороссам с коммунистами. Во многих местах, где был выдвинут кандидат от партии Г.А. Зюганова, у него имелся соперник из партии С.М. Миронова. В Лосиноостровском районе, например, такая ситуация сложилась в трех округах, а в соседнем Свиблово — аж в восьми. И нигде не победил ни кандидат от КПРФ, ни его визави из «Справедливой России».

Агитация

Возможностей донести свою позицию, программу, если хотите, вообще, представить самого себя широкой публике избирательного округа у кандидатов в муниципальные собрания совсем немного. Точнее сказать, их всего два. Это предвыборная листовка и поход по квартирам потенциальных избирателей.

Второй вариант сродни игре ва-банк. Ведь далеко не факт, что потраченное на разговоры с жителями домов время принесет желаемый результат. Может принести и прямо обратный — ваша настырность не придется по душе людям — и вы потеряете даже то, на что могли рассчитывать без появления на пороге квартиры.

В общем, от этого пути я отказался — возможно, судя по итогам, напрасно. Но если бы после затраты колоссальных усилий выиграть выборы все равно не удалось бы — было бы намного обиднее. По той же причине я решил потратить как можно меньше средств на агитацию.

Ограничился заказом 130 листовок в типографии и договором о размещении 49 из них на стендах около подъездов. Остальное было вывешено на досках объявлений. На все про все у меня ушло 2470 руб. из моего избирательного фонда в 2500 руб.

Кандидаты могли бы теоретически сами все напечатать на принтере, но тут есть загвоздка. В выборном законодательстве никак четко не оговаривается случай изготовления листовок на собственной оргтехнике кандидата. Пробелы избирательные комиссии заполняли инструкциями. В данном случае через избирательный фонд нужно было оплатить стоимость картриджа и бумаги.

В общем, проще было заключить договор с типографией и, как выражаются современные тинейджеры, не париться насчет листовок. Самое сложное было представить свои обязательства перед избирателями в сжатом виде. Дело в том, что возможности муниципальных депутатов весьма ограничены, так что обещать сделать город-сад, или, точнее, район-сад было бы, пожалуй, нескромно. Да и места на листе А5 было не так уж много, поэтому я ограничился тремя, как мне казалось, важнейшими пунктами. Я считаю, что муниципальные депутаты должны не допускать точечных застроек без согласия жильцов соседних зданий, должны противодействовать массовым вырубкам зеленых насаждений, без которых жить в мегаполисе просто невозможно, ну и, наконец, святая обязанность — следить за социальной сферой: за состоянием школ, поликлиник, библиотек и т.д. на территории округа.

Практика показала, что чем проще листовка, тем лучше. Художественные изыски не нужны — люди просто должны узнать, кто вы, где работали-учились, ну и что, собственно, предлагаете сделать, если вас выберут.

Регистрация

Если вы полагаете, что зарегистрироваться в качестве кандидата в муниципальное собрание просто, то сильно ошибаетесь. Тут требуется не только ваше заявление, паспорт и документы об образовании, но и открытие избирательного счета в определенном филиале Сбербанка РФ. Именно через него должны проходить все платежи, так или иначе связанные с выборами. Отчитываться нужно не только после завершения выборов, но и сразу после открытия счета. Зачем это нужно делать — сказать сложно.

Тем, кто был самовыдвиженцем, требовалось еще собрать определенное количество автографов в свою поддержку. Сделать это непросто — нужно пройти по квартирам, зато появляется возможность обратиться непосредственно к избирателям за поддержкой.

После регистрации необходимо было еще представить сведения о себе любимом автобиографического характера, а также фотографию для информационного плаката на избирательных участках. Некоторые дебаты вызвало наличие у меня второй работы по совместительству в качестве ведущего редактора журнала Hard’n’Soft. Поначалу Территориальная избирательная комиссия (ТИК) Лосиноостровского района наотрез отказывалась указывать ее, но в итоге эти сведения все-таки приведены были. Для меня это было важным, поскольку я надеялся на поддержку молодых избирателей, которым современные цифровые технологии по душе. Для интеллигенции же старшего поколения плюсом, по идее, должна была стать именно моя научная работа в Институте мировой литературе РАН. В общем, для разных групп избирателей, как я полагал, в моей биографии были свои плюсы. И все это настраивало меня на позитивный лад.

Принципиально важным я считал в условиях сокрытия «Единой Россией» своих кандидатов значиться в списке подлинно независимых претендентов на кресла муниципальных депутатов, который составляли участники общественной инициативы «Наш город» (gorod2012.ru/node/3). Этого тем более было желательно добиться, поскольку мой соперник из «Справедливой России» там уже был заявлен. После небольшой переписки по электронной почте и заверений моих в том, что я не относился, не отношусь и не собираюсь относиться к правящей партии, буквально за сутки до дня тишины меня в число поддерживаемых этим сообществом включили. Получилось, что поддержали они сразу двух кандидатов в одном 8 избирательном округе Лосиноостровского района.

Ну и, наконец, буквально накануне голосования я сходил в церковь. Помолиться перед выборами даже коммунисту и ученому — не грех.

Голосование

Будучи абсолютно уверенным, что шансы на победу у меня хорошие, я больше всего беспокоился о том, чтобы подсчет голосов проходил абсолютно честно. Спасибо моим родственникам — племяннику, сестре и ее супругу, а также коллегам по работе в компьютерном журнале Hard’n’Soft — они мне очень здорово помогли. Следили за ходом голосования посменно в течение 12 часов — с 8 утра до 8 вечера, а потом еще до часу на одном участке и до трех ночи на другом контролировали подсчет голосов и ожидали копию протокола по результатам как местных, так и президентских выборов. Прошло все достаточно конструктивно, хотя мои представители и представители Г.А. Зюганова довольно часто вступали в дискуссии по ряду спорных ситуаций с председателями УИК.

Единственное обстоятельство, которое меня лично смущает, — это различие в количестве проголосовавших на дому, то есть с использованием переносной урны. На одном из избирательных участков (642) таковых оказалось 32 человека, а на другом (641) — аж 70. Люди и там, и там примерно одинаковые живут, а активность больных и немощных по одну сторону улицы Малыгина оказалась в два с лишним раза выше, чем по другую. Почему так получилось — загадка.

Второй неприятный момент связан был с попыткой удалить из 642 УИК ее члена с совещательным голосом, представителя доверенного лица Г.А. Зюганова, на том основании, что оно, это доверенное лицо, совершенно незнакомо председателю УИК. После некоторых препирательств договорились, что мы посмотрим и представим информацию с сайта ЦИК РФ о том, что направившее в данную участковую комиссию доверенное лицо руководителя компартии действительно существует. В общем, удалось отстоять товарища — и все наблюдатели смогли присутствовать при подведении итогов.

Момент высыпания бюллетеней на одном из двух участков едва не удаленный товарищ запечатлел на видео. Результаты подсчета оказались, как я отметил выше, совсем не такими, на которые я рассчитывал. Если 4 декабря 2011 г. КПРФ здесь получила, соответственно, 684 голоса (326 и 358 по участкам), то я довольствовался лишь 485 (279 и 206, соответственно). То есть почти 200 человек не проголосовали на муниципальных выборах за кандидата от КПРФ или предпочли представителей других политических сил. Здесь надо учитывать, что голосующие по открепительным удостоверениям получали лишь один бюллетень, да и в целом выборы Президента РФ вызывали, разумеется, больший интерес, чем муниципальные. Аж 182 бюллетеня были признаны недействительными — люди, не зная никого из местных кандидатов, просто портили их тем или иным образом. С президентскими бюллетенями граждане обходились почти в три раза толерантнее, сделав негодными на двух участках лишь 66 из них.

Выводы

Парадокс — если бы выборы в муниципальное собрание проходили 4 декабря 2011 г., у меня было бы больше шансов победить. 4 же марта 2012 г. голоса, как принято его называть, протестного электората оказались сильно расколотыми. Надежда на то, что все, кто проголосовал за коммунистов, проголосуют и за меня как за представителя этой партии, оказались тщетными. Не смог я привлечь на свою сторону, судя по всему, и тех, кто на думских выборах отдал предпочтение ЛДПР и «Яблоку». Но все же главная причина поражения — в том, что избирателям пришлось выбирать в одномандатном округе между коммунистом и справедливороссом. В этой ситуации совершенно логично победил другой кандидат.

Так что если вы решите принять участие в выборах того или иного уровня, обязательно обратите внимание на своих соперников. Крайне нежелательно соперничество представителей близких политических сил — это может, как в нашем случае, привести к поражению обоих.

Заказывайте изготовление агитационной продукции у профессиональных дизайнеров. Найдите в своих анкетных данных привлекательные стороны и подчеркните их. Не жалейте время и средств на подготовку хорошей фотографии для листовки и информационного плаката в УИК. Помните, что на местных выборах преимуществом обладает тот, кто родился и вырос в этом округе.