https://www.funkybird.ru/policymaker

Армения: богиня повлияет на избирательную кампанию?

Может, для Британского музея она и «вероятно, Афродита» – греческая богиня любви и красоты. Но для большинства жителей Армении она Анаит – в древнеармянской мифологии богиня плодородия. Но кому бы ни принадлежала бронзовая женская головка с волнистыми волосами и орлиным профилем, датируемая I в. до н.э., она может оказать серьезную политическую поддержку в ходе предстоящих в Армении парламентских выборов.

Бюст, хранящийся в Британском музее, красуется в Армении на логотипах салонах красоты, монетах, банкнотах и марках. Как показали результаты недавнего телевизионного соцопроса, его изображение больше известно в стране, чем государственный герб. Большинство жителей республики наверняка ответят, что бюст и рука богини находятся на территории самой Армении.

А теперь министр образования и один из руководителей правящей Республиканской партии Армении (РПА) Армен Ашотян вместе с представителями молодежного крыла партии, Молодежного фонда Армении, вознамерились добиться, чтобы в один прекрасный день бюст вернулся на родину. В феврале Армен Ашотян и молодежное крыло РПА развернули в Интернете кампанию по сбору подписей в поддержку обращения к Британскому музею передать фрагменты статуи I века до н.э. в собственность Еревана.

Армен Ашотян отвергает наличие в своих действиях политического мотива, отмечая, что сбор подписей не был специально приурочен к предстоящим парламентским выборам, а связан с прибытием в Ереван в январе новых послов Великобритании в Армении, супружеской четы Джонатана Эйвза и Кэтрин Джейн Лич. Парламентские выборы должны пройти в республике 6 мая, и правящая коалиция, доминирующие позиции в которой занимает Республиканская партия Армении, имеет все шансы выиграть от шумихи вокруг данной инициативы.

«Это исключительно моя личная инициатива как гражданина, а не как политика», – заявил Армен Ашотян армянским СМИ.

Держа в руках плакаты с изображением богини и скандируя: «Анаит, вернись домой!», 7 марта перед британским посольством собрались около сотни представителей молодежи с целью передать послу Лич петицию, под которой поставили подписи 20 тысяч человек. Авторы сопроводительного письма выражали благодарность Великобритании, позаботившейся о сохранности фрагментов статуи, подчеркивая при этом: «историческая справедливость требует», чтобы голова и рука богини » хранились в той стране, где были созданы».

По словам представителей посольства Великобритании, Британский музей согласился в ответ провести временный показ фрагментов статуи в Армении. Никаких подробностей пока не сообщается.

По словам Армена Ашотяна, временная выставка в Армении – это «первый шаг» на предстоящем пути «многолетней упорной работы и усилий, в результате которых мы сможем навсегда вернуть себе эту важнейшую реликвию».

Некоторые местные эксперты с усмешкой наблюдают за развертыванием кампании по возвращении статуи на родину, не считая это событием первостепенного значения. «Со всеми остальными проблемами мы что, разобрались? – задается вопросом ведущий эксперт по истории искусств Армении эллинского периода Национальной академии наук Армении Жорес Хачатрян. – Это бесперспективно, это … популизм, с самого начала обреченный на провал».

Голова и рука статуи были обнаружены в 1870-ых годах на территории нынешней северо-восточной Турции близ местечка Шадак, некогда входившего в состав древнеармянского царства и завоевывавшегося персами, греками и римлянами.

«Армянское происхождение статуи еще не доказано», – предостерегает ученый. Аналогичная богиня по имени Анахита имелась в Персии, но, по мысли Хачатряна, «это может и быть статуя римского языческого божества». Статуя была обнаружена рядом с местом расположения римского лагеря, населенного в период предполагаемого создания Анаит.

Директор Национального исторического музея Армении Анелька Григорян тоже скептически относится к инициативе по возвращению богини в Армению. Британский музей, который, по официальным данным музея, ежегодно посещают порядка 5 млн. посетителей, способен привлечь к фрагментам статуи гораздо больше внимания, чем любой музей на территории Армении, отмечает она.

У Армении нет законных оснований претендовать на фрагменты статуи Анаит, предостерегает Ваан Гаспарян, возглавляющий агентство по охране объектов культурно-исторического наследия при министерстве культуры. «Анаит незаконно из страны не вывозилась, не является она и военным трофеем, чтобы министерство могло попытаться вернуть ее, ссылаясь на международные соглашения, – подчеркивает он. – Подобное возможно лишь как акт доброй воли».

Министру культуры республики Асмик Погосян, не входящей в ряды РПА, инициатива по возвращению фрагментов статуи также не внушает энтузиазма. «На настоящий момент важнее доказать ее армянское происхождение, нежели добиться возвращения ее в Армению», – сказала она EurasiaNet.org. Нынешнее описание же статуи Британского музея, на ее взгляд, страдает неточностью.

Что же до правящей коалиции, в частности Республиканской партии Армении, кампания по возвращению Анаит может являть собой желанное отдохновение от обсуждения более существенных вопросов, в том числе проблемы безработицы. «Совершенно очевидно, что это не самый насущный на данный момент вопрос», – говорит о статуе политолог Ерванд Бозоян. Хотя членам правящей коалиции и не доставляет особого удовольствия необходимость отстаивать правильность своего экономического курса, политолог, по его словам, не усматривает и четких признаков того, что инициатива с Анаит задумывалась с целью отвлечь внимание общественности от актуальных вопросов. Официально избирательная компания стартует в республике с 8 апреля.

Активисты Молодежного фонда Армении, выступающие соорганизаторами кампании, ссылаются на опыт Египта в качестве прецедента, вселяющего в них надежды. «Насколько нам известно, за последние несколько лет Египет сумел добиться возвращения более 5 тысяч объектов, 400 из которых были возвращены Британским музеем, – говорит официальный представитель движения Лилит Григорян. – Все, о чем мы просим – это один объект».

По словам директора национального музея Анельки Григорян, ей близки эмоциональные доводы молодежных активистов, но, на ее взгляд, кампанию в итоге ожидает крах. «Музеи не разбазаривают свои коллекции, – подчеркивает она. – Британский музей приобрел эту реликвию и, естественно, никогда не вернет ее нам, что вполне нормально».