https://www.funkybird.ru/policymaker

Казачка: выстоять и победить

Казаки, всегда оберегавшие наше Отечество, в минувшем веке прошли через страшные испытания. Неспроста даже посеянное в 90-е годы беспамятство не может одолеть упрямый казацкий дух. Какими были казаки? Чем дорожили? Живо ли сегодня воинство вольных защитников Веры и Отечества? Об этом мы беседуем с потомственной казачкой, летописцем южного казачества Тамарой ЛОБОВОЙ.

— Тамара Михайловна, Ваши предки три столетия несли воинскую службу, оберегая южные границы России…

— В поисках предков я не заметила, как «обросла» другими родственниками: Рябых, Евренко, Захаровы, Чертиновы, Зверяевы, Тютюнниковы, Чернолиховы, Бекичевы… После моих выступлений по радио, на телевидении, в печати стали приходить письма от людей, которым хочется узнать о своих родных. Много разных историй…

Однажды пришло письмо из станицы Лабинской от дочери казака Лаврентия Свидина. В 1930-е годы они переехали в Приэльбрусье, но в 1937-м главу семьи арестовали за то, что во время войны он был награждён офицерским чином, за то, что полный Георгиевский кавалер, то есть за то, что пролил кровь за Отечество. Отбыл срок одиннадцать лет в Магаданской области. Вернулся, а на работу его нигде не берут. Свидин строил «светлое будущее» для всех стран и народов на краю света, пока его родных морили голодом под Будённовском.

Многие казаки оказались в ссылке. Там в первый месяц сразу умирали дети до трёх лет. Голод, холод, болезни уносили целые семьи. Если умирали родители, то дети, зачастую из-за малого возраста, не знали фамилий, росли в колониях, в детских домах. Так и появлялись Сашины, Серёжины, Мишины, как после блокады Ленинграда. Специально разрывали семьи. Разлучали сестёр и братьев, чтобы оборвать родовые связи, а теперь нам пеняют: «Иваны, не помнящие родства!»

— Теперь в провинции мужское население часто вынуждено отрываться от семьи на заработки, тогда как в городских семьях также утрачиваются семейные традиции…

— Мы утратили чувство родства потому, что ослабли родственные узы. Самое крепкое объединение было на родовых началах. Казаки жили компактно. Селились рядом дед, отец, дяди, тёти, кумовья. Все родственники у казаков служили вместе в одной сотне. Закрывали друг друга в бою, стояли насмерть. Это одна из причин необыкновенной отваги казаков.

Революции, войны, выселение, бесконечная миграция вплоть до наших дней разрушили не только общество, но и семьи. Кто знает родных дальше третьего колена? Очень немногие. Сейчас у наших соотечественников началось переосмысление прошлого, потому что открывается масса неизвестного в истории — нашего, родного. История и народ — единое целое.

— Как пережила земля Ваших предков гитлеровское нашествие?

— В годы Великой Отечественной войны Кисловодск стал городом-госпиталем. Уже в августе 1941 г. в госпиталях было развёрнуто около 21 000 коек. Всего за время войны здесь спасли более 600 000 раненых. Из них 82% вернулись в строй. Такого не знала медицина ни одной страны. За это город удостоился ордена Отечественной войны, а на Курортном бульваре воздвигнут памятник военным медикам.

9 августа 1942 г. в город вошли фашисты. В Кисловодске осталось несколько тысяч тяжелораненых. Их всех разобрали местные жители. Группой учащихся гимназии №19 была установлена семья казаков Беспаловых, которая взяла к себе несколько раненых. Один раненый скончался, а остальных выходили. Не было ни продуктов, ни перевязочных материалов. Свои дети зачастую оставались голодными, а раненых кормили. Это ли не подвиг!

— Каково сейчас положение казаков?

— До сих пор нет решения главной проблемы — возврата казачьих земель, восстановления войсковых территорий, а пока этот вопрос не решён, можно ли говорить о казачестве в полном, ёмком значении этого слова?

Как объединить тех, кто состоит в различных союзах, войсках и обществах? «Асфальтовых», «ряженых» и тех, кто знает, что только за одно звание «казак» их отцы и деды платили жизнями. Сегодня разрабатывается новая президентская программа, которая предусматривает объединение казаков в одно войско, если можно так выразиться, под одним знаменем. И что это даст рядовому казаку? Предположительно у казаков будет единая форма и т. д., следовательно, более чётко определён статус казачества России, но без решения земельного вопроса, я думаю, казачество твёрдо стать на ноги не сможет, и очередная «реформа» ещё больше уведёт казаков от решения главной проблемы — восстановления войсковых территорий.

— Отличаются ли сегодняшние казаки от своих предков?

— Меня интересует личность того, кто называет себя казаком, и в каком направлении пойдёт её развитие. Не поймите меня неправильно. Я считаю большинство тех, кто назвались казаками после жуткого геноцида, настоящими людьми. Но некоторые атаманы в погоне за количеством стали принимать в казачьи станицы невесть кого: и пройдох, и пьяниц, и просто психически нездоровых людей. Все они надели казачью форму. Пройдут по городу или станице десять пьяных — никто и не заметит, а один казак, да ещё в форме?! Сразу молва: алкаши казаки, бродяги, хулиганы. Мы у всех на виду. Но все ли мы это понимаем, понимаем меру ответственности перед светлой памятью наших предков, перед своим народом?

Однажды мне довелось присутствовать на атаманском правлении в одной из станиц. Заседание шло своим чередом, как вдруг в помещение буквально ввалился пузатый детина: нечёсаный, небритый, в спортивном костюме, в комнатных тапочках и хорошо поддатый. Вместо того чтобы вытолкать такого «казака» за дверь, его вызвали к столу, где сидели старейшины, и как ни в чём не бывало стали решать с ним какие-то вопросы. Ни атаман, ни старейшины никак не отреагировали ни на внешний вид, ни на состояние этого «казака». После окончания заседания я обратилась ко всем присутствующим: «Мы ли казаки? Имеем ли мы право носить это звание, если не брезгуем пьяницами и другими людьми, которые позорят наш народ?» И… получила ответ: «Ну подумаешь, выпил человек. Казаки всегда пили». Я опешила. Как всегда пили? Это значит, и мой отец, известный всей округе трезвенник, и мой дед, рюмки не выпивший за свои 27 лет жизни, и прадед?

Так возник вопрос, когда и сколько пили казаки. Судя по некоторым литературным произведениям, казаки пили и денно, и нощно. В тоже время никто не отрицает, что казаки были самым набожным народом среди православного населения страны. Давайте задумаемся и вспомним, что в году около 200 дней постов и постных дней, когда было великим грехом оскоромиться, а уж о выпивке и мысли не было! Пьянство в походах каралось смертью, а в станицах поркой. Так пили казаки или нет?

Пили чихирь — сухое виноградное вино. Гнали самогон, пили бражку, созывали родных, соседей, угощали так, что столы ломились, поэтому и пьяных не было, а уж если кто перебрал и потерял контроль над собой, за такими «плеть плакала». В Кисловодской станице пьяный казак затеял драку с женой и случайно ударил мать, которая бросилась защищать невестку. На кругу казаки решили отрубить ему ту руку, которой он мать ударил. И в ногах у старейшин валялся, и плакал, и головой об землю бился, просил, чтобы руку не рубили. У него семья, как же он работать будет, чем детей кормить. Прислушались казаки только к его матери. Выпороли казака, да так, что две недели шевельнуться не мог.

Если казак шёл по станице, не дай Бог, слегка качаясь, то полагалось пять плетей — самое лёгкое наказание. А за поротого в станице ни одна казачка замуж не шла, и в строю его сотник по плечу плёткой должен ударить, напомнить о его грехе. Четыре-пять поколений родные несли на себе позор предка, потому что фамилия была залогом социальной значимости семьи. Фамилия была и есть гарант порядочности человека. Веками род нарабатывал авторитет в обществе, поэтому спрос и ответственность были высокими.

Так что знали казаки меру во всём, и прежде всего — зелью. В праздники ездили из гостей в гости на бричках да верхом. Семьями. Песни пели, плясали, джигитовали, свадьбы устраивали, посиделки. Неделями шла гульба, но только в праздники, да и то больше зимой. Летом поля, огороды, скотина звали руки. «Служилые» казаки, строевые, годами дома не были. А откуда дети брались? Прабабушка рассказывала, что «наскочат», только в отпуск (или на льготу), и опять война. Наши казачки сами к мужьям ездили и в Турцию, и в Польшу, и в Румынию. Вот так и плодились. Бывало, отец из похода вернётся, а его уж дети позабыли, не признают.

— К чему должны стремиться казаки, если хотят вернуть своё славное имя?

— Главная беда сегодня в том, что мы обленились, стали безразличны ко всему происходящему, и жуткая позиция «наша хата с краю» ведёт (или уже привела?) к погибели казачества и всего русского народа. Вы скажете: чего ради я завела заупокойную? Надо жить надеждой на лучшее, тогда это лучшее и объявится. Сядем на солнышке, откроем рот и посыплется в него манна небесная? Уже досиделись. За двадцать лет что изменилось? Вы скажете: и то, и то, и это. Но нужны ли России «асфальтовые» казаки?

Надо определить свою гражданскую позицию. Вспомнить древний казачий девиз: «Выстоять и победить!» Самим пора спросить себя: «А казак ли я?» И могу ли хоть немного приблизиться к этому званию, ведь его ещё надо заработать упорным трудом над самим собой. Надо учиться жить в казачьем сообществе. Как? Да так, как жили наши предки. Общинами, а они же были копией первых христианских общин, с некоторыми «доработками» согласно казачьим обычаям. В основе всех отношений между казаками была ЛЮБОВЬ. Любовь к семье, к детям, к земле, когда казак казака видал издалека, когда без колебаний наши деды «за други своя живот положаща». Пусть паны дерутся, а мы «сам с усам» должны всё видеть, всё слышать, делать выводы, думать своей головой, стоять друг за друга стеной и никому чубы не подставлять, чтобы они трещали.

— Тамара Михайловна, созданный под Вашим руководством музей «Трагедии и Слава Отечества» в кисловодской гимназии №19 посетили уже десятки тысяч человек. Как создавался этот музей, нашло ли его создание отклик у молодёжи?

— Гимназия, в которой находится музей, построена на склоне горы Ракетной, где в 1825 г. стояла казачья вышка, казаки несли караул. Музей открыт в мае 1995 года. Здесь проводятся встречи, экскурсии, тематические вечера, лекции и беседы в дополнение к урокам истории, литературы, обществоведения, основам военной службы.

Особое место в музее отведено памяти о Великой Отечественной войне. Учитель истории И. М. Галкин вместе с учениками создал «Книгу памяти», «Партизанский отряд им. Лермонтова».

Оформлена «казачья хата», в которой хранятся предметы быта, фотографии, подковы, уздечки казачьих лошадей, пики, послужные листы офицеров и казаков Конвоя Его Императорского Величества. Гордость гимназии — портретная галерея Великих князей и государей Российских (работы преподавателя мировой художественной культуры Л. В. Холодной): Багратион, Барятинский, Кутузов, Нахимов, Корнилов, Ермолов.

К ним, этим собирателям земли Русской, её защитникам относятся слова русского философа Ивана Ильина: «Воинское дело трудное, скорбное и трагическое, но крайне необходимое и служащее благой цели».