https://www.funkybird.ru/policymaker

Выборы в Сенегале: «Ватерлоо» Абдулая Вада

Выборы президента Сенегала состоялись. Им стал 50-летний представитель оппозиции, основатель и руководитель партии Альянс за республику Маки Саль. Для избрания сенегальского главы государства понадобились два тура.

Впервые в истории независимости этого африканского государства, считающегося образцом стабильности на Западе континента, где на власть никогда не покушались военные, выборный процесс проходил в крайне напряженной обстановке. Все началось с того, что за месяц до даты проведения выборов 26 февраля действующий президент Абдулай Вад заявил о намерении продлить своё пребывание на высшем государственном посту, что вызвало недовольство со стороны его противников из стана оппозиции. По стране прокатилась волна протеста, в ходе которой имели место столкновения с полицией, акты вандализма. В столице Дакаре, протестующие молодые люди поджигали здания, припаркованные машины, возводили баррикады на улицах, забрасывали камнями проезжающие автомашины и стражей порядка. Столкновения сопровождались жертвами.

Оппозиция требовала, чтобы Вад отказался от участия в выборах и не выдвигал свою кандидатуру на третий срок президентский срок. При этом она ссылалась на поправку в конституцию от 2001 года, которая ограничивает президентство двумя пятилетними сроками, инициатором которой был сам же Абдулай Вад. В 2008 году она была несколько подкорректирована — срок пребывания на посту главы государства увеличивался с пяти до семи лет.

Законность Вада баллотироваться на очередных выборах ранее обосновал Верховный суд. В январе 2012 года он вынес постановление, в котором говорится, что первый президентский срок Вада, начавшийся в 2000 году, не в счет, поскольку, когда была внесена поправка в конституцию, он уже находился у власти, и поэтому на основании нового положения основного закона может участвовать в выборах.

Передать власть в руки следующего поколения сенегальцев призывали Абдулая Вада и Франция, и США, и Экономическое сообщество стран Западной Африки /ЭКОВАС/, но безрезультатно. Он проигнорировал все призывы отказаться от участия в выборах и утверждал, что в свои 85 лет готов провести на высшем государственном посту ещё два семилетних срока, поскольку ощущает себя физически здоровым и крепким человеком.

Президентские выборы прошли, как и было запланировано, 26 февраля. Вад баллотировался по мандату группы поддерживающих его партий. Лидирующие позиции в ней занимала правящая Сенегальская демократическая партия. Ему противостояли 13 кандидатов от оппозиции, в том числе три бывших премьер-министра. Сами выборы в целом прошли в спокойной обстановке.

Несмотря на отсутствие единого кандидата от оппозиции, Ваду не удалось одержать победу в первом туре, набрать 50% плюс один голос, что показало потерю доверия у значительной части общества. Он подвергался резкой критике за намерение узурпировать власть, провал в решении многочисленных социально-экономических проблем Сенегала.

Серьёзную конкуренцию Ваду составил бывший премьер-министр в его администрации Маки Саль, соратник по Сенегальской демократической партии. Позднее он стал критиком политики своего бывшего босса, перешел в оппозицию, возглавил сформированную в 2008 году партию Альянс за республику.

Выборы 26 февраля не выявили победителя, никто из претендентов на высший государственный пост не набрал требуемого количества голосов. Фавориты — Вад и Саль — заручились поддержкой 34,8 проц. и 26,6 проц. избирателей. По признанию лидера Сенегальского национального демократического объединения Диало Диопа, выборы показали, что 60 процентов проголосовавших фактически сказали «нет» третьему президентскому сроку. Амбициям Абдулая Вада был нанесен «сокрушительный удар». Это было его «Ватерлоо».

Второй тур стал неизбежен. Сразу же лидеры оппозиции приступили к переговорам о создании альянса с целью выработать единую платформу действий, чтобы не допустить переизбрания Вада во втором туре голосования. Альянс формировался под девизом «любой, кроме Вада». Как отмечал бывший министр иностранных дел, лидер партии Гражданское политическое движение Тидиан Гадио, этот своего рода гражданский фронт ставил задачу «покончить с режимом Вада, предотвратить конституционный переворот, сорвать планы президента поставить у руля страны своего сына Карима». В последнее время он назначал своего отпрыска на ответственные государственные посты и предпринял даже попытку создать специально для него пост вице-президента.

Перед многими кандидатами от оппозиции стоял непростой выбор. Они понимали, что если во втором туре победит 50-летний Саль, то он пробудет на этом посту оба срока. Если же верх одержит .Вад, то он может пробыть на президентском посту максимум 4 года, учитывая, что ему 85 лет, и это дает им определенный шанс на будущее. Поддержка Саля для большинства из них в силу их возраста — это конец политической карьеры. И все же они решили объединиться против Вада. Правда, не обошлось без условий. И одно из них — сокращение времени президентского срока с семи до пяти лет. Маки Саль обещал инициировать соответствующие изменения в конституцию, реформировать правительство. Однако перед ним стоят более трудные задачи – сдержать рост цен на основные продукты питания и безработицу.

Голосование во втором туре 25 марта окончательно подтвердило падение доверия Абулая Вада у сенегальцев. А всего 12 лет назад его популярность была настолько высока, что он легко победил в первом туре президентских выборов после 25 лет нахождения в оппозиции. Сейчас Вад проиграл даже в своем родном избирательном округе. Победа Маки Саля была настолько убедительна, что его соперник, не дожидаясь официального объявления итогов выборов, признал свое поражение и поздравил новоявленного президента. Согласно данным избирательной комиссии, действующий президент набрал 34,2% голосов избирателей, его соперник – 65,8 %.

Этот благоразумный ход Вада сразу же снизил царившее в обществе напряжение. Некоторые опасались, что он станет опротестовывать итоги голосования, что могло бы повлечь противостояние в стране, повторить трагический опыт Кот-д”Ивуара, где отказ бывшего президента признать поражение на выборах привел к военному конфликту.

Сенегал, несмотря на жесткость избирательной кампании, сумел избежать насилия и открытой войны за власть и сохранил репутацию самого стабильного государства в неспокойном регионе Западной Африки. Как отметил сенегальский социолог Хадийя Тадиан, выборы «продемонстрировали зрелость нашей демократии, веру сенегальцев в то, что можно добиться перемен посредством голосования». В свою очередь генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что все участники выборного процесса «проявили высокое чувство гражданской ответственности, что стало доказательством твердой приверженности Сенегала демократии».