https://www.funkybird.ru/policymaker

Против кого дружить будем?

Несколько лет назад один журналист объяснял мне, что такое «информационный повод». «Вот, к примеру, построили мост, говорил он, так это не повод. Но если сразу после постройки он упал — вот это настоящий информационный повод».

Может именно поэтому в общественный лексикон так основательно вошел тезис о «международной изоляции Израиля»? Об этом говорить легко, тем более, что действительность дает определенные основания для мрачных утверждений. Египет и Турция испортили отношения с Израилем, да и Иордания как-то косо смотрит, особенно когда израильские политики напоминают, что Иордания и есть то самое палестинское государство, которое якобы стремятся создать арабы. Но картину «международной изоляции» Израиля упорно «портит» Азербайджан.

В чем тут дело? Наверно в том, что в Азербайджане всегда дружественно относились к евреям, в республике никогда не было антисемитизма, это я, как человек, родившийся и выросший в Баку, знаю доподлинно. Но не только.

Разве вы пешка в иранской игре?

Азербайджан, как и Израиль, находится на стыке Европы и Азии, и так же испытывает давление со стороны ближайших соседей — одни могут раздавить, другие задушить в объятиях. На юге это Турция и Иран, на востоке недружественная Армения, на севере — Россия, но именно географическое положение Азербайджана определяет стратегический интерес Израиля к сотрудничеству, считающего Азербайджан одним из ключевых государств в противостоянии с Ираном. Это определяется не только 600 километровой ирано-азербайджанской границей, но и этническим составом — в Иране проживают 30 миллионов азербайджанцев (в самом Азербайджане их чуть более 8 милллионов).

Начало отношений Израиля с Азербайджаном не содержало военных аспектов. Например, в 2003 г. в рамках программы «Машав» в Баку прошла двухнедельная израильская благотворительная программа оказания офтальмологической помощи малоимущим гражданам Азербайджана. За две недели израильские хирурги провели 19 операций и 150 консультаций. Помощь оказывалась также проживающим в палаточных городках беженцам и вынужденным переселенцам. В офтальмологическую клинику Caspian Compassion Project, в которой проводились благотворительные операции и консультации, израильские врачи передали медицинское оборудование и лекарственные средства на сумму 10 тыс. долларов.

Но сегодня, к сожалению, взаимоотношения Израиля с Азербайджаном, все больше определяются иранской угрозой.

Военно-техническое сотрудничество

Солидные оборонные нужды Азербайджан в значительной степени остаются неудовлетворенными, страна нуждается в современных военных технологиях и модернизации армии. Проблема эта вызвана ограничениями на поставку вооружений из-за Нагорно-Карабахского конфликта, причем не только из США и европейских стран, но и из России и постсоветских поставщиков — Белоруссии и Украины. Израиль, с первоклассной военной промышленностью, является идеальной партнером, благодаря этому партнерству Азербайджан получил доступ к вооружениям нового уровня.

Начало военному сотрудничеству было положено еще в 2004 году, когда в Азербайджан началась поставка израильского вооружения, произведенного в Турции. В сентябре 2008 года компания Soltam, получила контракт на поставку азербайджанской армии минометов и боеприпасов. Tadiran Communications, занимающаяся производством электроники аппаратуры военного назначения, начала поставку устройств связи, а Israel Military Industries (IMI), производящая системы вооружения, боеприпасы и ракетное вооружение для Армии обороны Израиля — широкий спектр ракет и систем наведения. Эта сделка была заключена на сотни миллионов долларов. Азербайджан уже получил от IMI современную реактивную систему залпового огня «Lynx» (РСЗО), предназначенную для стрельбы ракетами калибра от 122 до 300 мм, размещенную на автомобильном шасси, модернизированных для удовлетворения специфических требований МО Азербайджана.

Весной 2011 г. в Азербайджане Azad Systems, совместное предприятие министерства обороны Азербайджана и израильской компании Aeronautics Defense Systems, начало производство израильских беспилотников Aerostar и Orbiter и планирует до конца 2012 года передать вооруженным силам Азербайджана 60 БПЛА собственного производства. Ранее Азербайджан уже закупал в Израиле партию этих машин.

Азербайджан безусловно заинтересован в возможности создавать собственную оружейную промышленность на базе полученных от Израиля высоких технологий. Так, в 2009 году, Азербайджан и израильская компания Elbit Systems создали совместное предприятие Elbit Systems of Azerbaijan с 51 % собственностью Азербайджана.

Компания Elta Systems Ltd будет сотрудничать с Азербайджаном в области создания системы спутников. Особый интерес для Азербайджана представляет производимый этой компанией спутник TecSAR, оснащенного радаром с синтезированной аппаратурой позволяющей получать снимки поверхности Земли с высоким разрешением вне зависимости от погодных условий.

26 февраля 2012 года The Washington Post сообщила о рекордной сделке на сумму около 1,6 миллиарда долларов, которую заключила с Азербайджаном Israel Aerospace Industries. Израильский концерн поставит Азербайджану современное оружие и военные технологии, в том числе беспилотные самолеты, спутниковые системы и высокоточные ракетные системы. Но что особенно интересно Израилю — на границе Ирана появятся радары «Орен Ярок», системы для сбора информации и другое оборудование. Значение этой сделки для создания системы слежения за ракетными пусками Ирана трудно переоценить.

Недавно Азербайджан приобрел у Израиля системы удаленного разминирования POMİNS-2 (Portable mine neutarlization system), разработанные компанией Israel Military Industries ltd. Эта система создает проход в минном поле, для чего запускает ракету, растягивающую на минном поле кабель с нанизанными на него взрывными шашками, после подрыва которых образуется проход длиной в 50 метров и шириной в полтора метра. Система требует для запуска 30 секунд и очищает территорию не только от любых типов противопехотных мин, но и проволочных заграждений.

Перечисленные примеры не охватывают всех аспектов сотрудничества в сфере ВПК, но дают основания рассчитывать на то, что это сотрудничество столь же успешно продолжится и в будущем.

Сотрудничество в сфере безопасности

London Times в статье «Шпион против шпиона»[iii] от 11 февраля 2012 года, ссылаясь на Арастуна Оруджлу, директора East-West научно-исследовательского центра и бывшего азербайджанского контрразведчика, пишет, что сегодня Баку, подобен Норвегии во время Первой мировой войны «Или Касабланке во время Второй мировой войны. Да, именно так — это центр шпионажа». Это определяется тем, что в Азербайджане около 16% населения имеет родственников, живущих в северной части Ирана. Они свободно переходят через границу в иранский Азербайджан и обратно, пользуясь безвизовым режимом. Этот поток практически не регулируем, но, по информации London Times, он несет большой объем разведывательной информации. «Азербайджан является воротами в Иран», так это охарактеризовал профессор Камиль Салимов. С этим утверждением трудно спорить.

Доктор Оруджлу, по своей предыдущей работе в контрразведке занимавшийся иностранной агентурной сетью в стране, утверждает, что в Азербайджане действуют тысячи членов Иранской революционной гвардии. Он также считает, что агентов МОССАД в стране гораздо меньше, но они работают «более эффективно». «Иранцы действуют в открытую, они хотят, чтобы все знали, что они здесь. Израильтяне, как и американцы, тоньше, но, в конце концов, все знают, что они здесь».

Маловероятно, что Азербайджан будет использоваться для проведения крупных военных акций, но роль страны в сборе разведывательных данных может быть неоценимой.

Баку принимает и самостоятельные «превентивные меры» в отношении Ирана. В феврале в пригороде Баку Нардаран, известном своим исламским консерватизмом, правоохранительными органами было арестовано свыше 15 человек, членов Исламской партии Азербайджана (ИПА), являющейся единственной политической структурой в Азербайджане, критикующей связи Баку с Израилем. Кроме того, по сообщению ИА «Туран», был задержан видный духовный деятель Хаджи Ахунд Ильхам, мулла мечети в городе Бина под Баку, получивший образование в иранской семинарии. 17 февраля бакинская полиция задержала Анара Байрамлы, местного внештатного корреспондента ряда иранских СМИ, в том числе кабельного информационного канала Sahar. Байрамлы инкриминируется незаконное хранение наркотиков и оказание сопротивления представителям власти. Эти аресты дают основание полагать, что администрация президента Ильхама Алиева ведет наступление на источники иранского влияния в Азербайджане.

Взаимоотношения с Ираном и Турцией

Иранское посольство в Баку выступило с осуждением последних арестов и предупредило, что это может навредить отношениям с Тегераном. Но Азербайджан, находящийся в довольно сложной ситуации, давно научился осторожно разыгрывать свои дипломатические карты.

Но информацию об 1,6-миллиардном контракте с Израилем Тегеран воспринял очень болезненно. Посол Азербайджана в Тегеране Дж. Ахундов был вызван в МИД Ирана для объяснений. Его заявления, что это оружие не будет использовано против Ирана, доверия не вызвало.

12 марта в Тегеран был приглашен министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, еще раз попытавшийся убедить, что, как заявил Абиев Ахмадинежаду, «Азербайджан никогда не позволит какой-либо стране воспользоваться своей наземной или воздушной территорией, чтобы нанести удар по Исламской Республике Иран, которая является нашей братской и дружественной страной». Ахмадинежад, подчеркнув, что следует проявлять осторожность, чтобы не позволить врагам влиять на отношения двух стран, добавил: «Конечно, существуют незначительные проблемы, которые могут быть решены, после чего уровень двусторонних отношений будет улучшен».

Ранее, 12 февраля сего года, посол Азербайджана Ахундов уже вызывался в МИД Ирана для вручения ноты протеста, обвиняющего Азербайджан в причастности к убийству иранского ученого-ядерщика, совершенного, по мнению иранцев, агентом «Мосада», который якобы вернулся в Израиль через территорию Азербайджана. «Террористы, причастные к убийству ученых-ядерщиков в Тегеране в последние месяцы, пользуются прикрытием Азербайджана» и что «сотрудники Моссада в Азербайджане разрабатывают планы по устранению иранских ученых-ядерщиков», — говорится в этом документе. Кроме того указывалось на «систематическую антииранскую пропаганду, которая ведется в азербайджанских СМИ, и проблемы, возникающие у представителей иранских организаций в Азербайджане».

Баку с негодованием отверг это утверждение, назвав его «ложью, фабрикацией и клеветой». Всего за истекшие два с половиной месяца 2012 года Баку и Тегеран обменялись тремя нотами протеста, обвиняя друг друга в различных недружественных действиях. Все это отражает отрицательную динамику азербайджано-иранских отношений.

21 февраля Тегеран, похоже, снова поднял ставки: по заявлению Баку, иранский вертолет нарушил воздушное пространство Азербайджана в районе приграничного города Астара.

Тегеран последние годы постоянно осуждает Баку за тесные связи с Иерусалимом. Летом 2011 года начальник иранского Генштаба Саид Гасан Фирузабади пригрозил президенту Ильхаму Алиеву «черным будущим», а лидер «Хизбаллы» в иранском Тебризе Рухулла Беджани направил письмо президенту Ахмадинежаду, в котором отметил, что при продолжении сотрудничества с Израилем «мы удостоим посольство этой страны в Тегеране участи британского посольства», — предупредил Беджани. — Первый шаг будет сделан против генконсульства Азербайджана в Тебризе, превратившегося в шпионское логово премьер-министра Нетаньяху».

Израильский иранист, доктор Владимир Месамед отмечает, что отношения Ирана и Азербайджана «всегда были напряженными, просто раньше об этом почти не говорили». Есть между странами давний спор о территориях, обе страны хотят вернуть «свои земли». Баку недоволен отношением режима к иранским азербайджанцам, в частности подавлением их культуры и языка, а Тегеран — светскостью азербайджанского режима, куда ох как хочется «экспортировать исламскую революцию». Режим аятолл проводит политику насильственной ассимиляции миллионов «своих» этнических азербайджанцев, при этом с начала 90-х активно поддерживая шиитских исламистов на территории северного соседа, активно сотрудничает с Арменией — заклятым врагом Азербайджана, а тот, в свою очередь, с Израилем. Тенденций к уменьшению проблем не видно, но нужно делать хорошую мину — и Ахмадинежад, не смотря на наблюдаемое в последнее время обострение отношений, заявляет об отсутствии проблем с Азербайджаном. «Будьте уверены, что связи между Тегераном и Баку никогда не будут разорваны», — но пока все для Ирана не так радужно.

Пришлось Тегерану «мобилизовать» Турцию, находящуюся в более тесных отношениях с Азербайджаном. Учитывая антиизраильскую риторику Эрдогана, об этом стоит поговорить отдельно.

Прежде всего нужно отметить, что от прежних дружественных отношений Турции и Азербайджана осталось немного, отношения Анкары и Баку заметно охладели. Одной из причин является антиизраильская позиция руководства Турции. Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль даже заявил, что «Анкара говорила, что новое руководство Азербайджана состоит из курдов. Как заявила Анкара, Ильхам Алиев и его окружение, замаскировавшись под тюрков, лоббируют в регионе курдские интересы».

Показательно, что свой первый официальный визит в Турцию (13-14 апреля 2004 года) в качестве президента Азербайджана Ильхам Алиев совершил лишь после визитов в страны Западной Европы и СНГ. Фактором, отрицательно влияющим на отношение к Турции, является обсуждаемый вопрос об открытии армяно-турецкой границы. Как и с Ираном, особые азербайджано-израильские отношения являются дополнительным раздражающим фактором для Анкары.

Несмотря на это, Турция остается для Азербайджана важной страной во взаимоотношениях с НАТО. Между Азербайджаном и Турцией подписан целый ряд документов о сотрудничестве в военной сфере: межправительственное соглашение о безвозмездной помощи от 14 мая 2002 года, протоколы о военном образовании, финансовой помощи, материально-техническом снабжении, подписанные между минобороны Азербайджана и генштабом ВС Турции.

Анкара и Баку связывают свои долговременные геополитические планы с реализацией проектов трубопроводов Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзерум.

А как же сотрудничество Баку с Иерусалимом?

Экономические и военные связи между Азербайджаном и Израилем являются значимыми для обеих стран, значимыми настолько, что есть все основания считать их долговременным региональным фактором.

Важно и то, что не один Азербайджан «портит» картинку «изоляции Израиля», это лишь один пример. О сотрудничестве с Индией (Быть впереди своих солдат), Кипром и Грецией (Стамбульский блеф: главное не переиграть) на «Полосе» написано ранее. Кроме того, есть и перспективное сотрудничество с Туркменией и Казахстаном, обо всем в рамках одной статьи не напишешь. Этой небольшой статьи мало для изменения представления об изоляции Израиля, но мнение тех, кто в это верит, возможно, станет не таким однозначным.