https://www.funkybird.ru/policymaker

Судьба выборов мэра Астрахани в руках президента

Совет по правам человека при главе государства назвал произошедшее там насилием над волей избирателей

Мало кто из праздных обывателей в курсе, что в начале марта в России произошла настоящая революция. Речь отнюдь не о случившейся смене верховной власти — речь лишь о революции в рамках одного взятого документа, именуемого Конституцией Российской Федерации. И суть революции как раз в том, что с 4 марта 2012 года этот Основной закон нашего государства стал действовать везде, кроме Астрахани. «Сегодня можно констатировать, что один из крупных российских городов, областной центр стал территорией, на которой не действует Конституция РФ, и этот город — Астрахань. И мы будем добавиться всеми возможными способами восстановления законности и справедливости», — заявил в понедельник лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Он также подтвердил, что партия и дальше будет добиваться признания итогов выборов мэра Астрахани недействительными.

KM.RU уже сообщал о сотворенном астраханскими властями беспределе. Именно в этом красивом городе, соединяющем Волгу с Каспийским морем, безо всякого там «конституционного собрания» вдруг взял и перестал действовать хрестоматийный тезис, что именно народ является носителем власти, что именно народ выбирает себе власть на разных уровнях. 4 марта 2012 года астраханцы параллельно с главой государства выбирали себе нового мэра. Горожане выбрали справедливоросса Олега Шеина, однако городские «элиты» решили по-своему и назначили своего кандидата — Михаила Столярова.

История эта, быть может, так и канула бы ровно туда же, куда канули сотни ей подобных, но не на сей раз. Фортуна не то чтобы совсем отвернулась от фальсификаторов, но благоволит им со скрипом. Можно долго рассуждать на тему того, какие уроки нам преподнес декабрь 2011-го: каждый вынес из той кампании что-то свое, капиталец на митинговой протестной активности кто только не пытался себе нажить. «Оранжевая» угроза осталась обычной страшилкой, но зато общество (и теперь это можно утверждать однозначно) почувствовало, что беспредел не всесилен, и что если возвысить против него свой голос, все может получиться.

И потому кандидат в мэры Астрахани Олег Шеин, узнав о краже своей победы (а она была косвенно подтверждена данными эксит-поллов, которые, если проводятся «по науке», отображают реальный процентный расклад, что подтвердилось и в ходе думско-президентской кампании 2011-2012 гг.), решил бороться из принципа. Слишком многое указывало на факт совершенного чиновниками преступления. Тут ради правды можно пойти на многое.

То, что происходило 4 марта на избирательных участках Астрахани, изложил в своем обращении к премьер-министру Владимиру Путину и главе МВД Рашиду Нургалиеву лидер «эсеров» Сергей Миронов. «В районах Октябрьский и Советский — беспредел. В 20:00 выгнали всех наблюдателей от КПРФ и «Справедливой России». При попустительстве полиции идет наглая фальсификация. Я прошу Рашида Нургалиева вмешаться и сказать господам полицейским в Астрахани, чтобы они стояли на службе закона, а не господ, которые хотят сфальсифицировать выборы», — заявил Миронов. А депутат Госдумы Дмитрий Гудков, следивший за ходом избирательного процесса в
Астрахани, написал в своем блоге: «У нашего Олега Шеина есть шанс стать мэром. Вернее, он должен стать мэром, потому что вдвое опережает единоросса (по данным эксит-поллов. — Прим. KM.RU). Но власть планирует нагло фальсифицировать выборы, поэтому делегация из 10 депутатов сегодня здесь. Будем жестко пресекать все попытки!»

Но тщетно. Региональная бюрократическая машина оказалась сильнее и закона, и банального здравого смысла. Ведь если признать, что 60% голосов у единоросса Столярова — это правда, а не сладкая фантазия кандидата, подкрепленная областным админресурсом, то имеет место быть прежде всего уникальный прецедент: никогда прежде данные «выходных опросов» не отличались столь разительно от цифр областного избиркома. Тем не менее избранным мэром Астрахани был объявлен именно Михаил Столяров. Как именно проводился подсчет голосов наблюдателям от «Справедливой России» и КПРФ, как мы помним, увидеть не удалось. А жаль: много интересного могли бы рассказать.

О готовности объявить голодовку сам кандидат от «эсеров» и несколько его партийных соратников заявили сразу же, как стало понятно, что областные элиты не желают отдавать столь лакомый пост чужаку, да еще из «нетитульной» партии. То ли дело Столяров: уже побыл в ранге «и. о.», какие-то контакты стал наводить. Сплошная стабильность. А что там решил народ… А когда он, собственно, что-либо решал?

Голодовка Олега Шеина продолжается с 16 марта. Почти две недели «ограбленный» кандидат, как можно предположить, тешился надеждой на справедливость. Но… сказано — сделано. Голодовка.

Ситуация, впрочем, не осталась без внимания на самом верху. Со своей реакцией нежданно-негаданно выступил президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека. В недрах этой структуры родилось обращение по следам скандальной астраханской кампании. «Невозможно ни по моральным соображениям, ни по правовым, ни по соображениям политической целесообразности игнорировать сигналы о массовых нарушениях избирательных прав граждан, вынудивших людей прибегнуть для защиты своих законных интересов к крайней мере ненасильственного сопротивления — голодовке протеста… Правовой цинизм властвующих — самый главный и самый опасный источник правового нигилизма населения. Чем быстрее власти на всех уровнях осознают, что административное насилие над волеизъявлением избирателей не решает, а, наоборот, только порождает проблемы, тем реальнее окажется достижение целей комплексной политической реформы», — говорится в опубликованном заявлении президентского Совета, подписанного его председателем Михаилом Федотовым.

Что называется, с почином. Прежде из недр данной структуры извергались «ноты протеста» все более специфические, отдававшие то откровенной вкусовщиной, то безнадежной местечковостью. Возможно, и сейчас чуткие сердца правозащитников дрогнули лишь от факта голодовки, но это может быть и первой ступенькой к пониманию, что есть действительно права — не отдельного кандидата, а народа, который оказался действительно ущемлен в праве решать свою судьбу. Прислушается ли президент к тому, что говорят об астраханском беспределе его советники, или предпочтет «умыть руки»?

KM.RU дозвонился до голодающего кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина:

— Видео, которое в эти дни просматривает ЦИК, как раз фиксирует все нарушения. Чуров сказал, что как раз по одному из избирательных участков сам будет подавать заявление в суд. Согласитесь, это уже что-то да значит, и говорит о серьезности ситуации.

Естественно, я допускаю, что кто-то от «Справедливой России» и подписал протоколы, но это не имеет никакого юридического значения, потому что как кандидат на должность мэра города я выдвигаю наблюдателя и совещательный голос. У нас — не партийный список, у нас речь идет о выдвижении мной как кандидатом на должность мэра города совещательный голос и наблюдателя. Поэтому даже если кто-то где-то там, грубо говоря, испугался, поскольку и бандитов видели на избирательных участках, или просто растерялся — это не имеет никакого юридического значения, потому что все равно отметки в бюллетенях обязаны показывать, иначе это — нарушение процедуры. И закон не предусматривает, что если кто подписал какой протокол, то обо всю процедуру уже можно вытереть ноги.

— А как областные власти отреагировали на Ваше решение объявить бессрочную голодовку?

— Г-н Жилкин (губернатор Астраханской области. — Прим. KM.RU) заявил депутатам Госдумы, что все прошло чисто и прозрачно, а председатель областной избирательной комиссии Коровин сам себя премировал в размере полутора месячных окладов. Вот и вся реакция…